Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика", страница 25

Тест 2.2.

Конкурентная фирма максимизирует прибыль в коротком периоде при объеме продаж, соответствующем равенству:

а) предельных издержек конкурентной цене;

б) средних издержек предельным издержкам;

в) предельных издержек предельной выручке;

г) предельных издержек нулю.

Ответ.

Правильный вариант – п.а). На конкурентном рынке цена в коротком периоде неизменна. А предельные издержки стремятся к ней при последовательном увеличении объема производства. При равенстве конкурентной цены предельным издержкам  приращение прибыли стремится к нулю, а сама прибыль к максимуму.

Тест 2.3.

Предельная выручка фирмы-монополиста при увеличении объема продаж :

а) повышается;

б) снижается;

в) остается неизменной;

г) совпадает со значением монопольно высокой цены.

Ответ.

Она снижается. Чтобы увеличить объем продаж даже при малоэластичном спросе, монополист должен снизить продажную цену и распространить ее на всех покупателей. Продажная цена никогда не снижается до нуля, что было бы равносильно дарению товара продавцом покупателю. Предельная выручка может стремиться к нулю и даже быть отрицательной величиной.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде имеет свои особенности, как и для краткосрочного периода, связанные со степенью конкурентности рынка. На рынке совершенной конкуренции вход на рынок и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень рентабельности (доходности, прибыльности). Пока экономические прибыли положительны, существуют стимулы к вступлению в отрасль. Постепенно за счет новых фирм расширяется объем отраслевого предложения; появляются основания для снижения уровня конкурентной цены. Тенденцией развития становится стремление к нулевой экономической прибыли.

Покажите в ходе самостоятельных рассуждений, что при наличии убытков у конкурирующих фирм в коротком периоде экономическая прибыль в долгосрочном периоде с закономерностью также стремится к нулю.

Считается, что в долгосрочном периоде все конкурирующие фирмы выходят на уровень минимальных средних долгосрочных издержек – LAC, т.е. достигают оптимального уровня концентрации производства. По нашему мнению, автоматически этот механизм действует недостаточно, о чем будет сказано ниже. В соответствии с сегодняшним состоянием экономической науки условия долгосрочного равновесия сводятся к следующему:

1)  выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. для конкурентного рынка краткосрочные предельные издержки равны предельной выручке и конкурентной цене (P=MR=MC);

2)  каждая фирма удовлетворена объемами используемых производственных мощностей, а в результате краткосрочные  средние издержки равны наименьшим из возможных долгосрочным средним издержкам (ACmin  =LACmin );

3)  фирма получает нулевую экономическую прибыль; процесс вступления новых фирм в отрасль или оттока фирм из отрасли завершен и поэтому P=ACmin

В обобщенном виде имеем: P=MR=MC=ACmin=LACmin.

Задача 2.3.

Фирма работает на рынке совершенной конкуренции по технологии, представленной производственной функцией Q=(LK)1/2. Цена выпускаемой продукции равна 10, ставка заработной платы равна 5, а прокатная цена капитала составляет 2 ден.ед.

Определить равновесный выпуск и прибыль фирмы при использовании 36 ед. капитала в коротком и длинном периодах.

Решение:

При использовании 36 ед. капитала Q=6L1/2. Тогда L=Q2/36.

Общие издержки TC=5Q2/36+2*36=5Q2/36+72,

MC=TC’= (5Q2/36+72)’=10Q/36.

На рынке совершенной конкуренции фирма оптимизирует выпуск при MC=P. Поэтому  10Q/36=P, а QS=3,6P. При цене P=10 имеем Q=36.

Прибыль в коротком периоде определим, предварительно рассчитав средние издержки.

AC=TC/Q=(5Q2/36+72)Q=5Q/36+72/Q.

При Q=36 =.>AC=5*36/36+72/36=7.

Тогда прибыль π=(P-AC)Q=(10-7)36=108.

В длинном периоде устанавливается равенство:

AC=MC или после подстановки:

5Q/36+72/Q=10Q/36=>Q=22,8.

Получили равновесный объем продаж в длинном периоде. Средние издержки и цена в длинном периоде:

LACmin=P=5Q/36+72/Q=5*22,8/36+72/22,8=7,3.