Экономическая теория: Практикум по разделу "Микроэкономика"

Страницы работы

73 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Экономическая теория»

Л.С.Глухарев, Г.М.Зачесова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   ТЕОРИЯ

Практикум (Микроэкономика)

Санкт-Петербург

2008

УДК330 (075.8)

ББК 65.01

Э40       Экономическая теория. Практикум (Микроэкономика) Л.С.Глухарев, Г.М.Зачёсова – СПб: ПГУПС, 2008.

Библиогр.: 7 назв. табл.7 ил.15

Содержит тесты, типовые задачи, на примере решения которых в доступной форме изложены основные наиболее сложные вопросы раздела «Микроэкономика» курса «Экономическая теория».

Практикум предназначен для студентов факультета ЭСУ, технических специальностей, при изучении соответствующих разделов «Экономика», а также слушателям, получающим второе высшее экономическое образование.

Рецензенты: докт.экон..наук., проф., зав. кафедрой финансов и статистики СПбГТИ А.Е.Викуленко канд.экон.наук, доцент   Н.В. Телегина (ПГУПС)

       ©   Петербургский государственный  университет путей сообщения

                                      ©   Глухарев Л.С., Зачёсова Г.М.,2008

Введение

Опыт показывает, что трудности с усвоением основ экономической теории, столь важного курса в подготовке будущих инженеров, менеджеров, бухгалтеров, специалистов другого профиля, во многом связаны со следующим обстоятельством. Центральные понятия курса в многочисленных учебниках даются в словесной, описательной (вербальной) форме, иногда с привлечением довольно сложного математического аппарата. Закрепить материал в ходе решения задач студентам и слушателям не предлагается или предлагается, но без помощи авторов учебников. Небольшие сборники задач и упражнений, если они вообще представлены в учебниках, являются автономным разделом, завершающим учебник. Считаем, подобное положение следует изменить. Сложные положения курса лучше усваиваются на конкретных примерах и задачах с решениями.

Основательное рассмотрение экономических категорий и законов в их взаимосвязи обеспечивается в ходе обстоятельного и неторопливого решения задач самими авторами учебного пособия. При подобном подходе  к делу решенные задачи становятся органической частью учебного пособия. В задачах, даже если они составлены на условном материале, открывается возможность моделирования реальных микро- и макроэкономических процессов, важных для практики хозяйствования. Все вышеизложенное и стимулировало появление настоящего практикума.

Авторы стремились строить материал не на условных примерах, а в основном  на реальных данных российской экономики на различных уровнях хозяйствования. Студенты и слушатели должны знать о состоянии российской экономики и ближайших перспективах её развития. Использование массива статистических данных по отечественной экономике имеет серьезное мобилизующее, воспитательное значение, обеспечивая одновременно рост интереса к изучаемому предмету.

Каждый раздел практикума имеет следующую стандартную структуру:

-  основные положения с кратким описанием экономической сущности рассматриваемых категорий и их практического значения;

-  развитие основных положений в ходе решения задач, рассмотрения тестов и упражнений;

-  выводы по теме и разделу.

Структурируя курс, авторы опирались как на собственный многолетний опыт научно-педагогической работы, так и на лучшие учебники, рекомендованные Минвузом.

Тема 1. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЛАГ

1.1.  Производственная функция и результативность  общественно полезной  деятельности

Производственная функция – ключевое понятие в неоклассических моделях экономического роста. Важное само по себе, оно (понятие) выводит изучающего на понимание смежных понятий, а именно:

- общих результатов производственной деятельности на различных уровнях хозяйствования и, прежде всего, на уровне фирмы;

- средней и предельной (маржинальной) производительности переменного фактора производства, их взаимосвязи;

- эластичности выпуска по переменному фактору производства;

- закона убывающей производительности переменного фактора производства;

- эффекта масштаба и др.

Экономика изучает отношения между людьми в процессе производства материальных благ и их распределения в условиях ограниченности ресурсов. Собственно производство есть процесс преобразования одних благ в другие. Например, фирма приобретает сырые материалы, полуфабрикаты, различное оборудование, чтобы соединить их как первичные факторы с живым трудом-  важнейшим фактором производства в целях получения готовой продукции. Зависимость между количеством используемых факторов производства и выпуском продукции необходимо изучать на практике с целью достижения максимального объема производства. Данная задача смыкается с проблемой эффективности  производства на уровне первичных хозяйственных единиц и в общественном масштабе. Расширение объема производства без рационального использования ресурсов наталкивается на объективную трудность- ограниченность последних. Поэтому на всех уровнях хозяйствования приходится отслеживать результативность использования первичных факторов - производительность труда, капиталоотдачу (фондоотдачу), а это показатели эффективности производства.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
587 Kb
Скачали:
0