Основы теории рыночной экономики. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Основные модели рынков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

сопровождается меньшим процентным  изменением его  предложение, то предложение считается неэластичным.

Цена по которой заключается реальная сделка, называется ценой равновесия или рыночной ценой. Эта цена при которой спрос  точно равен предложению. Это точка пересечения кривых спроса и предложения. Отклонение цен от равновесного состояния приводит к возникновению дефицита  или  избытка.

 


1.8. Конкуренция  и ее роль  в рыночной экономике. Основные

       модели рынков

Конкуренция – это борьба  товаропроизводителей за наиболее  выгодные условия  производства и сбыта продукции, получении прибыли.

Конкуренция является  необходимым и важным элементом  рыночного механизма. Она создает  действенные стимулы  для развития производительных сил, научно-механического прогресса,  формирует  механизма отбора  наиболее эффективных  хозяйственных решений. Конкурентная борьба в экономике  создает благоприятные условия для потребителей  представляя  им возможность  свободного выбора  продукции, услуг,  партнеров  по хозяйственным  связям, работников и влияния на сочетание цены  и качества  с помощью своих предложений. Конкуренция заставляет предпринимателей под угрозой разорения напрягать все усилия  в поисках новых способов совершенствования производства,  качества продукции, сервиса обслуживания,  снижения издержек и цен, создания прочной  предпринимательской  репутации у  потребителей.

В условиях рынка , когда  признание общественной полезности  продукта осуществляется  после того как  закончится процесс его производства, конкуренция становится условием  эффективного распределения ресурсов.  В результате конкурентной борьбы  ресурсы перетекают в сферы их  наиболее эффективного использования.

В честной конкурентной борьбе производителей всегда выигрывает  потребитель, который в условиях выбора  между конкурентами имеет  реальную возможность  воздействовать на цены, качество и количество производимой продукции.

Решение  предпринимателей и покупателей  о цене и объеме  производства товара  существенно отличается  в зависимости от того, сколько продавцов и покупателей взаимодействует на рынке, как они взаимодействуют: равны ли ипх силы и влияние при формировании рыночной цены и т.д. Исходя из этого выделяют следующие типы структуры рынка:

-  Совершенную конкуренцию;

-  Монополию;

-  Монополистическую конкуренцию;

-  Олигополию;

-  Монопсонию ;

-  Олигополию.

Модель совершенной конкуренции – это модель, при которой рыночные цены формируются исключительно под воздействием законов спроса и предложения. Она предполагает соблюдение ряда условий.

1)  наличие множества независимых продавцов и покупателей, ни один из которых не в состоянии диктовать свои цены;

2)  на рынке предлагаются  идентичные товары, поэтому покупателю безразлично у какого конкретно продавца приобретать товар;

3)  все продавцы и покупатели имеют полную информацию о ценах купли-продажи;

4)  не существует ограничений, препятствующих появлению на рынке новых покупателей и продавцов.

В реальной жизни к такому типу рынков можно отнести фондовые

Похожие материалы

Информация о работе