Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.
Методика формирования у дошкольников
классификационных навыков
2009 год
Рецензенты
Ковардакова М.А. |
- заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент, г. Ульяновск |
Нестеренко А.А. |
- сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск |
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.
Пособие по формированию у детей классификационных навыков создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).
Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.
Первая часть посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.
Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».
Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко» г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии и Украины в течение 10 лет.
Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.
(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
Часть 1. 7
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7
Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9
Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9
Тренинги с использованием цифр и чисел. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 11
с цифровым рядом от 0 до 10. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 12
с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц. 12
Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20. 13
Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве. 14
Тренинги с использованием предметов. 14
Игры "Да – Нет" с предметами. 14
Игры "Да – Нет" на плоскости. 16
Тренинги. 17
Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17
Игры "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18
Игры "Да – Нет" со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19
Игры "Да – Нет" с географической картой. 20
Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20
Тренинги. 21
Игры «Найди игрушку». 22
Примерная последовательность освоения пространства. 23
детьми 3 – 7 лет. 23
Часть 2. 24
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24
Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26
Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27
«Природный и рукотворный мир». 28
«Мир живой и неживой природы». 28
«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29
«Классификация объектов рукотворного мира». 30
«Классификация объектов по заданному признаку». 31
Тренинги с использованием классификационных игр «Да – Нет». 32
Игры «Да – Нет» с набором картинок. 33
Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами. 34
ближайшего окружения. 34
Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34
Игры «Да – Нет» с неизвестными словами. 35
Часть 3. 37
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37
Алгоритм анализа ситуаций. 37
Обучение детей анализу ситуаций. 38
Тренинги с детьми по разгадыванию ситуативной загадки. 39
«Отгадай объект». 40
«Отгадай объект и его действие». 40
«Отгадай, что случилось потом». 42
Игры «Да – Нет» на эколого-биологические темы.. 43
Игры с текстами литературных произведений. 44
Обучение детей составлению ситуативных загадок. 45
Тренинги по подготовке детей к составлению ситуативных загадок. 46
«Замени слова». 46
«Что из этого может быть». 46
«Эта ситуация из какого мира?». 46
«Разложи лепестки ромашки». 46
«Угадай героя и вспомни его действия». 46
«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47
«Закодируй сказку схемами». 47
«Путешествие по сказкам». 47
«Выбери подходящую пословицу». 47
Тренинги по созданию загадок. 48
Составление ситуативных загадок. 48
по литературным произведениям с изначально неверными параметрами. 48
Составление разных вариаций ситуативных загадок. 50
по литературным произведениям.. 50
Составление ситуативных загадок. 50
на основе ситуаций из реальной жизни. 50
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 51
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52
Приложения…………………………………………………………54
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
& - рекомендации педагогам * - примеры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.