Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 20

Для подбора слов  можно использовать словари и энциклопедии. Подобранные нами слова можно использовать в тренингах:

ага – ядовитая жаба,

чирла – восточная яичница, приготовленная на раскаленных камнях

гугуль – пшеничная булочка,

погребец – дорожный сундук,

спинорог – хищная рыба в теплых морях,

дафикот – мужская зимняя куртка с капюшоном и т.д.

Цель: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их  значений   неизвестного слова. Формирование навыков самостоятельного получения информации.

Правила игры: вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению. Схемы признаков позволяют ребенку сформулировать вопрос.

Оборудование: схемы.

Игровое действие:   взрослый  называет объект, название которого ребенку неизвестно. С помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска, описание неизвестного объекта идет через значения признаков. Ребенок самостоятельно получает информацию об этом объекте.

Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос, и какая схема признака помогли ему сузить поле поиска.

*Игра  " Угадай, что это за объект»

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.

Оборудование:  картинка медведя- барибала и географическая карта мира.

Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан объектБАРИБАЛ).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

−  Это живая природа?

−  Это коричневого цвета?

−  Это животный мир?

−  На ощупь он мягкий?

−  У него есть хвост?

−  Он рычит?

−  Он ест все?

−  Он по размеру больше, чем собака?

−  Он меньше слона?

−  Он дикий зверь?

−  Это медведь?

Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительный вывод: барибал – это  медведь. Для  выяснения среды обитания барибала предлагается карта мира  и его более точные размеры.

−  Он живет в левом полушарии мира?

−  Он живет в северной части левого полушария?

−  Он живет в Северной Америке?

Предлагается уточнить размеры барибала

− Он ниже бурого медведя?

Рассматривается картинка с изображением барибала.

Результат. Ребенок дает описание ранее неизвестного объекта: барибал – небольшой медведь, обитающий в Северной Америке. Обсуждается, какой вопрос дал возможность понять ребенку, что это за объект.

Часть 3.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

Жизнь человека представляет собой постоянное взаимодействие с окружающим миром. Умение оценивать это взаимодействие и адекватно на него  реагировать  является основой социализации. Предпосылки такого поведения закладываются в детстве. Ребенок наблюдает за случаями, которые происходят у него на глазах, или сам становится участником каких-либо событий. Выводы, сделанные вследствие пережитого, и являются постепенным  накоплением жизненного опыта.

Современное состояние общества таково, что ребенок должен уметь быстро адаптироваться к внешним воздействиям. Это есть механизм его собственного развития. Малыш, адекватно оценивающий происходящее вокруг, проводит аналогии с ранее пережитым, делает обобщения и выводы.

Нами  используется метод сужения поля поиска для обучения детей анализу ситуаций, в которых  дети  сами устанавливают причинно-следственные связи. При этом формируется навык моделирования наблюдаемых событий.

Ребенок наблюдает за происходящим и сравнивает с имеющимися у него представлениями. Сделанные в итоге выводы позволят ему создать новый образ. В результате такого процесса у детей формируется элементарное понятие о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно – следственных связей), что в  ситуации есть как минимум два объекта, которые взаимодействуют. Ситуация всегда происходит в определенном месте и времени

В результате оценочных действий конкретного события и соотношения с имеющейся у ребенка моделью, развивается не только познавательный интерес малыша, но им легче  усваивается норма поведения в обществе.