- транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздуху и др.);
- посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;
- одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;
- печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации.
Аналогично проводятся тренинги с картинками других классификационных групп (продукты питания, бытовая техника, мебель, лекарства, здания – сооружения и др.)
− Чем этот объект помогает человеку? Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.
− Если я хочу…то, что мне поможет… Ребенку предлагается какое-либо дело «Построить снежную горку без лопаты» и подобрать объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать. Взрослым поощряются нестандартные ответы детей (крышка от кастрюли, горшок из-под цветов, разделочная доска). Цель такого тренинга – расширить представление детей о назначении рукотворных объектов.
Все объекты мира имеют некоторый набор общих признаков – цвет, форма, размер, материал, составляющие части и др. При проведении тренингов по классификации объектов по заданному признаку можно договориться с ребенком и придумать схемы. Примером могут служить составленные нами схемы Приложение № 3.
Тренинги проводятся по всем основным признакам без определенной последовательности. Главная особенность проведения тренинга – знакомство с одним признаком и его последующей схематизацией.
* Игра «Хвосты и ноги – части животных»
Цель: Учить детей делить представителей животного мира по признаку ЧАСТЬ.
Предложить ребенку изобразить схематически признак ЧАСТЬ. Дать обобщенное представление, что у всех объектов животного мира есть части, но они разные.
Правила игры: Разложить на столе картинки с объектами животного мира на три группы (первая группа – животные имеющие хвосты, вторая группа – имеющая ноги, третья групп – не имеющая ни того, ни другого).
Оборудование: Набор картинок с изображением представителей животного мира. Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.
Игровое действие: Взрослый предлагает разложить картинки на три группы. При раскладывании у ребенка возникают проблемные ситуации, когда одно и то же животное имеет и хвост и ноги, предлагается ребенку решить самому по степени важности этой части, в какую группу положить картинку. Взрослый комментирует, что части есть у всех животных, но они разные. Предлагается нарисовать по-своему схему этого признака. Схемы используются для дальнейшего развития игры.
Результат: Ребенок понимает признак части, и он присущ всем представителям животного мира.
Аналогично проводятся игры с картинками предметов рукотворного мира на закрепления признака ЧАСТЬ.
& Необходимо понимать, что все перечисленные нами признаки ОБЯЗАТЕЛЬНО присущи всем объектам материального мира. Если нам кажется, что рыба не издает звука, то она может плескаться - мы это слышим. Рыба издает звуки, но человеческое ухо не воспринимает их. Рукотворные объекты под воздействием могут скрипеть, шуметь, стукаться друг о друга – а, значит, издают звуки. Все в мире имеет запах и вкус. Человек это не всегда воспринимает, а воспринимают другие представители животного мира, это связано с низким порогом чувствительности человеческих анализаторов.
− Чудесный мешочек. На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из чудесного мешочка картинку, объясняет значение признака этого объекта. «Картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и ребенок называет значение признака данного объекта. Эскимо имеет форму овала, цвет - коричневый, запах – пахнет молоком, части - палочка и мороженое и т.д.».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.