Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В традиционных методиках предлагаются игры и упражнения, которые не гарантируют успешность их решения. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием интереса и мотива освоения пространственных понятий детьми.
Дошкольников интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. В основе этой игры не перебор вариантов (угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.
Вот пример игры «Да - Нет» по поиску загаданной картинки, расположенной в линейном ряду.
* Игра "Да – Нет" в линейном ряду
Цель: найти загаданную ведущим картинку,с помощью наименьшего количества вопросов.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета - помидор – чайник – карандаш - береза – цветок.
Игровое действие: угадать картинку (загадана картинка – карандаш).
Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:
− Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)
− Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)
− Это карандаш?
Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это местонахождение объекта в линейном ряду.
Игры «Да - Нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство, трехмерное (объемное) пространство.
Ключевые понятия местонахождения объектов в пространстве: право-лево, середина, выше-ниже, дальше-ближе, угол, сторона, сзади-впереди и др..
Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:
- игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые),
- игры «Да - Нет» на плоскости,
- игры «Да – Нет» в объемном пространстве.
В играх «Да - Нет» с использованием линейного (одномерного) пространства объекты (предметы, картинки, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д.
Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться предметы, картинки, числа, буквы и др.
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д.
В каждом случае применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.
Постепенное освоение всех видов пространства в итоге позволяет ребенку по ситуации играть в игры «Да - Нет», интегрируя разные виды пространства, например: детям подготовительной группы предлагается в групповой комнате найти спрятанную игрушку. Дети могут начинать с вопросов сужения поля поиска в объемном пространстве (впереди нас – сзади нас, выше, ниже уровня глаз); затем задавать вопросы по поиску шкафчика, где находится игрушка, используя игры «Да - Нет» с числами; либо использовать ориентиры на плоскости (игрушка находится ближе или дальше от чего - либо).
Начинать осваивать разные виды пространства надо через игры «Да – Нет» с объектами, выстроенными в линию (горизонтальную, вертикальную или удаленную).
Игры на освоение линейного пространства делятся на два вида:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.