Мир можно разделить на мир реальный и мир воображаемый. Объекты реального, материального мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов. Элементарная исследовательская программа строится на основе эмпирического опыта, т.е. считывание каналами восприятия конкретных значений признаков объектов. Только мысленно человек может обобщить эти признаки и дать им свое название. Например, горячий, теплый, холодный – имя признака «Температура». Квадратный, прямоугольный, овальный - имя признака «Форма».
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах не идет через познание только конкретных значений признаков. Например, ребенок говорит: «Книга – прямоугольная» («книга»- объект, «прямоугольная» - значение признака «форма»).
Информационный фонд ребенка намного пополняется, если он активизирует свои познавательные способности, и начинает понимать, что имя признака – «форма», может иметь неограниченное количество значений (квадратная, прямоугольная, круглая и др.). В таком случае, он может сразу представить себе книгу абсолютно разной формы: в виде сердца, бабочки, шара и т.д. Все это будет значением признака ФОРМА.
Обобщающее понятие признака дает возможность ребенку не только рассказать об его значении, но и самому задать вопрос к окружающему миру: «А какой объект бывает по этому признаку?»
Любой реальный объект имеет признаки цвета формы, количества, изменения во времени и др. Приложение № 1.
Посудите сами, можно ли сыграть в игру «Да-Нет», не зная этих признаков и их значений?
Такая игра ценна еще тем, что у нее весьма достойные цели:
ü формирование обобщенной картины мира;
ü умение описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем;
ü формирование устойчивого познавательного интереса;
ü становление исследовательских навыков;
ü занимательное обучение навыкам классификации;
ü самостоятельное создание классификационных структур по заданным признакам и др.
*Игра "Да – нет" Угадай объект
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.
Оборудование: отсутствует
Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан молодой мухомор в лесу).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
− Этот объект относится к природному миру? (вопрос связан с признаком природности – рукотворности объекта материального мира)
− Это живая природа?
− Это царство грибов?
− Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).
− У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").
− У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").
− У него на шляпке есть точки? (признак "часть").
− Он находится в лесу? (признак " места").
− Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак "времени")
− Вы загадали один мухомор? (признак "количества").
Итоговое описание: гриб – на длинной ножке и со шляпкой с точками, молодой, вредный для человека – мухомор.
Результат: Объект угадан за небольшое количество вопросов при этом происходило закрепление признаков.
В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Например, Куртка – это одежда. Самолет – это транспорт. Ребенок вынужден только запоминать, а не понимать, что классификация может быть и по другим основаниям. Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.
Появляется противоречие
- ребенок должен знать, к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения труден процесс познания мира,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.