− Магазин игрушек. Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.
− Про какой предмет я сказала. Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его через значения признаков. Ребенок отгадывает объект. «Я загадал объект прямоугольный по форме, полосатый по цвету, из ткани - по материалу, на ощупь – мягкий, по месту – находится на стене». Отгадка – коврик над кроватью. Затем играющие меняются ролями.
Игры “Да – Нет” начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадываются любые объекты материального мира. Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании объекта.
Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки и их значения у объектов.
Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое, и целое - состоящее из частей. Задача игр стоит в том, чтобы не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировал, раскручивал, уточнял, конкретизировал.
Основным показателем осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в «Да – Нет» друг с другом.
& При проведении тренингов по загаданному объекту и неизвестному слову рекомендуется периодически обобщать промежуточную информацию, выясненную ребенком.
Мы предлагаем следующие тренинги:
- Игры «Да-Нет» с набором картинок,
- Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения,
- Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении,
- Игры «Да – Нет» с неизвестными словами
Цель: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта. Закрепление названия признаков.
Правила игры: вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению, убирая те картинки, в которых данное значение признака отсутствует. Схемы признаков используются для формулировки вопросов.
Оборудование: набор картинок с изображением любых объектов природного и рукотворного мира. Схемы признаков.
Игровое действие: взрослый загадывает объект на картинке, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают.
Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребенка и какая схема признака, помогли ему сузить поле поиска, убрать наибольшее количество картинок.
* Игра "Да – нет" с набором картинок
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданной картинки.
Оборудование: неограниченное количество картинок объектов, схемы признаков.
Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманную картинку (загадана картинки с изображением красной неваляшки). Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос.
Вопросы, на которые отвечают «да»:
− В этом объекте есть круглая форма? (убираются объекты, где нет круглой формы.)
− Это объект рукотворного мира? (убираются объекты природного мира.)
− Этот объект по размеру меньше, чем дом? (убираются картинки с изображением объектов, которые в реальной жизни по размеру с дом или больше.)
− Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительный вывод: это объект сделан руками человек; по размеру меньше, чем дом; часть объекта имеет круглую форму.
− Это объект одного цвета? (убираются разноцветные картинки.)
− Этот объект издает музыкальный звук? (убираются объекты с немузыкальным звуком.)
− Это неваляшка?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.