Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 18

−  Магазин игрушек.  Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.

−  Про какой предмет я сказала. Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его через значения признаков. Ребенок отгадывает объект.  «Я загадал объект прямоугольный по форме, полосатый по цвету, из ткани -  по материалу, на ощупь – мягкий, по месту –  находится на стене».  Отгадка – коврик  над кроватью. Затем играющие меняются ролями.

Тренинги

 с использованием  классификационных игр «Да – Нет»

Игры “Да – Нет”  начинаются с простых  тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадываются любые объекты материального мира.  Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании объекта.

Игры на загаданное или неизвестное слово  проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки и их значения у объектов.

Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе  игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое, и целое - состоящее из частей. Задача игр стоит в том, чтобы не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировал, раскручивал, уточнял, конкретизировал.

Основным показателем  осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в  «Да – Нет» друг с другом.

При проведении тренингов по загаданному объекту и неизвестному слову рекомендуется периодически обобщать промежуточную  информацию, выясненную ребенком.

Мы предлагаем следующие тренинги:

-  Игры «Да-Нет» с набором картинок,

-  Игры «Да – Нет» с видимыми  для ребенка объектами ближайшего окружения,

-  Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении,

-  Игры  «Да – Нет» с неизвестными словами

Игры  «Да – Нет» с набором картинок

Цель: закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их  значений   загаданного на картинке объекта. Закрепление названия признаков.

Правила игры: вопросы можно задавать по самостоятельно выбранному признаку и его значению, убирая те картинки, в которых данное  значение признака отсутствует. Схемы признаков используются для формулировки вопросов.

Оборудование: набор картинок с изображением любых объектов природного и рукотворного мира. Схемы признаков.

Игровое действие:  взрослый загадывает объект на картинке, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают.

Результат: загаданный объект найден. Обсуждается, какой вопрос ребенка  и какая схема признака, помогли ему сузить поле поиска, убрать наибольшее количество картинок.

* Игра  "Да – нет"  с набором картинок

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданной картинки.

Оборудование:  неограниченное количество  картинок объектов, схемы признаков.

Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманную картинку (загадана картинки с изображением красной неваляшки). Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос.

Вопросы, на которые отвечают «да»:

−  В этом объекте есть круглая форма? (убираются объекты, где нет круглой формы.)

−  Это объект рукотворного мира? (убираются объекты природного мира.)

−  Этот объект по размеру меньше, чем дом? (убираются картинки с изображением объектов, которые в реальной жизни по размеру с дом или больше.)

−  Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительный вывод: это объект сделан руками человек; по размеру меньше, чем дом; часть объекта имеет круглую форму.

−  Это объект одного цвета? (убираются  разноцветные картинки.)

−  Этот объект издает музыкальный звук? (убираются объекты с немузыкальным звуком.)

−  Это неваляшка?