Вопросы, на которые получены ответы «да»:
Она
− Это живая природа?
− Это животное?
− Это рыба?
− Она – рыба.
Разгадывание действий объекта. Для разгадывания действия необходимо задавать вопросы по месту обитания данного объекта.
Что-то делала
− Она что-то делала в воде?
− И да, и нет. Этот ответ говорит о том, что она что-то делала и в воде, и не в воде.
− Выпрыгивала?
Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию: рыба выпрыгивала из воды, из-за этого погибла. На данном этапе тренингов не нужно выяснять из-за чего погибла рыба, ситуация понятна без этого.
Рассказ об этой ситуации, беседа с ребенком по анализу ситуации, выведение правила: если что-то делать бездумно, то можно причинить вред.
Третье правило: Разгадав объект и действие нужно переходить к разгадыванию места и времени действия объекта
Игровое действие: предлагается ситуация, в которой объект его действия, место и время действия неизвестны. Разгадав все составляющие с помощью игры «Да-Нет» – ребенок разгадывает ситуацию.
Загадка: Она что-то где-то делала и пострадала.
Разгадывание объекта.
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
Она
− Это живая природа?
− Это человек?
− Это женщина?
Разгадывание места и действий объекта.
Что-то делала
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
− В природном мире?
− На свежем воздухе?
− Там, где нет деревьев?
− В огороде?
− В огороде полола?
Подставляем отгаданные слова в загадку и представляем ситуацию: женщина полола в огороде и пострадала.
Выяснения последствий: как она могла пострадать? Вопросы могут строиться по двум линиям: она сама себя поранила либо что-то или кто-то ее поранил.
− Поранил ее из мира животных кто-то?
− Это насекомые?
− Это оса.
Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию: женщина полола в огороде и ее укусила оса.
Беседа с ребенком по анализу ситуации, обсуждение аналогичных ситуаций, привидение примеров из реальной жизни ребенка. Выведение жизненного правила.
Четвертое правило: разгадав объект с помощью признаков, место происходящего, время происходящего; переходим к разгадыванию результатов взаимодействия объекта.
Предлагаем тренинги, при которых у ребенка формируется осознанное отношение к ситуации.
Игровое действие: предлагаются ситуации, в которой ребенку необходимо выяснить:
− объект;
− место происходящего;
− время происходящего;
− результат взаимодействия объектов.
После каждой выясненной характеристики создается текст ситуативной загадки. Тем самым постепенно уточняется смысл ситуации. Принимаются вопросы, наилучшим способом сужающие поле поиска. В самом процессе отгадывания происходит обучение детей постановке нужных вопросов. При положительном усвоении предыдущих тренингов можно перейти к усложненному варианту, включив в ситуацию явно-выраженный второй объект и его действия. Можно использовать таблицу моделирования.
* Ситуация «Кое – кто однажды где – то сделал что – то и она ему помогла»
В данной ситуации есть два объекта: «кое – кто» и «она»
Объект № 1 |
Время |
Место |
Действия объекта |
Объект № 2 |
Действие объекта |
кое – кто |
однажды |
где – то |
сделал что – то |
она |
помогла |
Вопросы по признаку объекта «кое – кто»:
− Это живая природа?
− Это человек?
− Это мужчина?
− Это папа?
Значит, папа однажды где – то сделал что – то и она ему помогла.
Вопросы по признаку объекта «она», на которые был дан ответ «да»:
− Это рукотворный мир?
− Она небольшого размера, круглая и белая?
− Ее придумали люди, чтобы помочь больным?
− Это таблетка?
Значит, папа однажды где – то сделал что – то и таблетка ему помогла.
В данной ситуации место обозначено словом «где – то».
Вопросы по месту происходящего «где – то», на которые ведущий ответил «да»:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.