- и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от накопления новой информации человечеством.
На наш взгляд, решение этого противоречия лежит в освоении детьми способов создания своего варианта классификации в зависимости от принятой цели. Например, Ребенку что-либо изобразить на бумаге. Традиционная классификационная группа «письменные принадлежности» включает в себя - фломастеры, карандаши, ручки и т.д. Но этих объектов в настоящий момент нет. Ребенок должен по-своему классифицировать объекты и включить туда все, что оставляет след – губная помада, лук, пластилин, зеленый листок, это является более значимым признаком для решения его собственной задачи.
& Напомним, что классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.
В зависимости от загаданного объекта материального мира, все множество игр можно разделить на два больших раздела:
ü Игры «Да – Нет» на загаданный объект природного мира.
ü Игры « Да – Нет» на загаданный объект рукотворного мира.
Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. (Приложение № 1)
Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются. Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т.д. Признаки этих объектов другие. Игры проводятся при специальной подготовке ребенка, у которого должен быть большой информационный фонд.
Задачи, решаемые в игре «Да – Нет»
В игре «Да – Нет» необходимо учитывать информационный фонд ребенка, который появляется из восприятия окружающего мира. Накопленные знания являются содержанием игры «Да – Нет». Грамотное ведение этой игры позволяет решить следующие задачи:
ü обучить навыкам задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов и их конкретных значений;
ü сформировать умение объединять между собой выясненную информацию;
ü обучить построению обобщенного образа угадываемого объекта;
ü сформировать умения самостоятельно уточнять и расширять знания об объекте.
В результате решения этих задач, накопленная ребенком информация об окружающем мире структурируется. Это позволяет ему быстрее адаптироваться в мире и решать собственные проблемы.
Основные правила классификационной игры «Да – Нет»
При проведении игры «Да – Нет» с детьми есть определенные правила:
ü Загаданный объект должен быть из материального мира.
ü Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
ü Дети должны задавать вопросы по известным им признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
ü Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
ü Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет» (Ответы такого рода фактически указывают на подвижность признака или его значения у загаданного объекта). "Это не существенно". (Такой вариант ответа указывает на бесполезность продолжения решения задачи в данном направлении). "Об этом нет информации" (Информация по данному вопросу неизвестна ведущему, либо он хочет усложнить задачу).
Результатами игры являются:
ü найден объект за наименьшее количество вопросов;
ü проведен анализ хода игры;
ü найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.