Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 2

Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет  методов ОТСМ-ТРИЗ в формировании у детей творческого мышления. Технологии, построенные на их основе, используют содержание, рекомендованное базовыми программами обучения дошкольников, такими как «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М.А. Васильевой.

Во всех программах дошкольных учреждений стоит задача формирования классификационных навыков. Основания под классификацию при этом даются только по ведущему признаку (назначению). В реальной жизни при решении социальных и познавательных задач человеку чаще нужны не выученные классификационные структуры, а им созданные по необходимому признаку.

Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, и для их анализа необходимы  навыки самостоятельно созданных классификаций.

Созданные  нами методики позволяют не только качественно сформировать  классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Вы спросите, какое может быть творчество при классификации объектов? Оно проявляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается САМ выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира.

При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.

Алгоритм метода:

-  обозначение объектов в проблемной ситуации,

-  выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,

-  отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации,

-   рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).

Данная брошюра предназначена для формирования  навыков сужения поля поиска у детей дошкольного возраста и овладением  мыслительной модели «объект – имя признака – значение имени признака». Базовые признаки представлены в Приложении №1 «Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами».

Материалы сделаны участниками Международного проекта «Джонатан Ливингстон».

Более подробную информацию вы можете найти на сайтах:

www.volga-triz.ru

www.trizminsk.org

www.jlproj.org 

Несколько слов об авторах

       Сидорчук Татьяна Александровна

-  доцент кафедры дошкольного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки  работников образования (ИПК ПРО),

-  научный руководитель 28 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста,

-  сертифицированный специалист  по ТРИЗ Международной ассоциации,

-  автор  более170 публикаций по использованию ОТСМ – ТРИЗ в педагогике,

-  кандидат педагогических наук, Россия, г. Ульяновск.

Лелюх Светлана Викторовна

-  почетный работник общего образования, 

-  организатор экспериментальной работы по использованию ОТСМ -  ТРИЗ в дошкольном образовании г. Самары,

-  руководитель экспериментальной площадки МДОУ № 277  «Золотой ключик», Россия, г. Самара.

Часть 1.

ФОРМИРОВАНИЕ   КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ  НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал  участие в игре «Да - Нет».

Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д.  Отгадку можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.