Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ОТСМ-ТРИЗ в формировании у детей творческого мышления. Технологии, построенные на их основе, используют содержание, рекомендованное базовыми программами обучения дошкольников, такими как «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Во всех программах дошкольных учреждений стоит задача формирования классификационных навыков. Основания под классификацию при этом даются только по ведущему признаку (назначению). В реальной жизни при решении социальных и познавательных задач человеку чаще нужны не выученные классификационные структуры, а им созданные по необходимому признаку.
Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, и для их анализа необходимы навыки самостоятельно созданных классификаций.
Созданные нами методики позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Вы спросите, какое может быть творчество при классификации объектов? Оно проявляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается САМ выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира.
При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.
Алгоритм метода:
- обозначение объектов в проблемной ситуации,
- выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,
- отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации,
- рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).
Данная брошюра предназначена для формирования навыков сужения поля поиска у детей дошкольного возраста и овладением мыслительной модели «объект – имя признака – значение имени признака». Базовые признаки представлены в Приложении №1 «Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами».
Материалы сделаны участниками Международного проекта «Джонатан Ливингстон».
Более подробную информацию вы можете найти на сайтах:
www.volga-triz.ru
www.trizminsk.org
www.jlproj.org
Несколько слов об авторах
Сидорчук Татьяна Александровна
- доцент кафедры дошкольного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК ПРО),
- научный руководитель 28 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста,
- сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации,
- автор более170 публикаций по использованию ОТСМ – ТРИЗ в педагогике,
- кандидат педагогических наук, Россия, г. Ульяновск.
Лелюх Светлана Викторовна
- почетный работник общего образования,
- организатор экспериментальной работы по использованию ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании г. Самары,
- руководитель экспериментальной площадки МДОУ № 277 «Золотой ключик», Россия, г. Самара.
Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.