− Это происходило в рукотворном месте?
− Это происходило в жилом помещении?
− Это в доме?
Значит, папа однажды в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.
Время происходящего обозначено словом «однажды».
Вопросы по времени происходящего «однажды», на которые ведущий ответил «да»:
− Это было в холодное время года?
− Это было поздней осенью?
− Значит, папа поздней осенью в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.
Принимаются вопросы относительно результатов взаимодействия и строятся возможные варианты ответа. В данном случае обобщенный текст превращается во фразу: «Однажды поздней осенью папа заболел дома, стал пить таблетки, которые помогли ему выздороветь».
Выясненная ситуация обсуждается с детьми. Необходимо вспомнить, были ли такие ситуации в опыте у детей и можно ли к этим ситуациям использовать текст загадки.
Предлагаем Вам созданные нами ситуативные загадки для разбора ситуаций.
Варианты загадок по сходным ситуациям
ü Она кого-то не послушалась и из-за этого долго куда-то не ходила (девочка не послушалась маму, вышла из дома во время болезни и из-за этого болела на много дольше).
ü Кто-то что-то не делал, и из-за этого случилась неприятность (один мальчик не мыл руки перед едой и у него заболел живот). Таким образом, дети учатся анализировать ситуации нравственно – этического, познавательного и поведенческого плана, которые ведут к формированию умений охранять свою собственную жизнь, вырабатывать линию культурного поведения.
ü Кое-кто думал только о себе, из-за этого заставил кого-то страдать (мальчик сел на свободное место в трамвае, потому что не хотел стоять, из-за этого пожилому человеку пришлось страдать, стоя на больных ногах).
Особенности этих игр «Да-нет» в том, что взрослые подбирают интересный факт из жизни природного мира и преподносят ребенку, как задачу с недостатком данных.
* Ситуация: цапля ловит рыбу на мелководье, не сходя с места. Как это у нее получается?
Ребенок зная, что ситуацию можно разгадывать по месту, времени, особенностям объекта, сужает поле поиска и сам выходит на ответ.
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
− Рыба сама приплывает к цапле?
− Цапля ее приманивает чем-то?
− У цапли что-то есть на теле, что приманивает рыбу?
− Это у нее на голове?
− Это перхоть?
− Цапля ее сама стряхивает?
Сбор информации и описание ситуации: Цапля стоит в воде, трясет головой, приманивает рыбу, ее ловит.
* Ситуация: Мама – олениха имеет пятнистую окраску, чтобы быть незаметной в лесной чаще. Когда у нее рождается маленький олененок, он может потерять маму из-за этого. Как распорядилась природа, чтобы олененок не терял свою маму». Данная ситуация не несет достаточную информацию о ресурсах живых объектов. Вопросы детей, на которые должны быть получены ответы «да», должны касаться восприятия признаков объекта разными органами чувств:
− Олененок маму видит глазами?
− Он видит что – то яркое у мамы?
− Это яркое находится около хвоста?
− Это светлое пятно около хвоста?
Сбор информации и описание ситуации: У оленихи есть светлое пятно под хвостом, и олененок держится всегда сзади матери. Ситуация позволяет формировать познавательный интерес.
& Собирайте интересные факты из мира животных. Используя их для игр с детьми, Вы сможете развить у ребенка память, а также стремление к познанию окружающего мира и самостоятельному поиску информации. Простое рассказывание или чтение эпизодов из жизни животных не развивают познавательные интересы. В игре всегда должен присутствовать мотив тайны.
Несколько биологических задач из нашей картотеки
ü Ежик является хищником, но почему-то осенью себе в норку набирает яблок. Зачем он это делает? (спасается от паразитов).
ü В цирке есть номера, когда с огромными змеями на арену выходят девушки, не дрессировщицы, но при выступлении они никогда не страдает от змей. Почему это происходит? (перед выходом змей охлаждают, они становятся малоподвижны).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.