Целесообразно чаще беседовать с ребенком о ситуациях из его реальной жизни.
Для развития способностей ребенка составлять варианты моделей ситуации по заданному признаку нужно продолжить обучение составлению загадок по знакомым литературным текстам.
Для мотивации ребенка и формирования его коммуникативных навыков желательно присутствие других детей.
Ход работы: детям предлагается составить другой вариант разгаданной загадки: «Кое-кто только хотел что-то открыть, из-за этого все стали счастливыми» (Буратино).
- путем изменения действий героя (его вырезали из дерева, он отправился в путешествие).
- путем введения характеристики героя (кто-то был простодушным и добрым, это помогло обиженным).
- путем изменения места действия героя (они жили все вместе в театре, потом разбежались кто - куда).
- путем введения третьих лиц (он встретился с различными героями и учился у них жизни).
- путем изменения признака во времени (он сначала был глупым и не послушным, потом стал спасителем).
Усложнением хода работы является индивидуализация процесса составления нового варианта загадки по самостоятельно выбранному ребенком признаку.
В процессе составления ситуативных загадок по литературным произведениям ребенок усваивают базовую модель составления текста литературного произведения.
Ее можно схематизировать и использовать в дальнейшей работе.
Моделирование объекта |
Обозначение действий объекта |
Выведение следствия из этого действия |
он она они некто некоторые кое – кто |
что делал? что делает? что будет делать? |
для одного объекта для группы объектов |
Результатом Вашей работы будет умение ребенка моделировать ситуации реальной жизни. Создавая определенные модели, анализируя их, сравнивая ситуация из произведений с ситуациями реальных событий ребенок сможет сделать выводы, сформулировать правильные жизненные правила.
* Ситуативные загадки:
− Кое-кто был забывчивым, а друг пострадал (мальчик забыл покормить собаку и ушел гулять).
− Она не послушалась кое-кого, из-за этого осталась дома (Дочка не послушалась маму и не надела теплую шапку, из-за этого заболела).
Общая теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач решает общую проблему устранения проб и ошибок при решении нетиповых проблем. Для одних ситуация является не проблемой, а трудностью. Это значит, что человек имеет в своем опыте модель, при использовании которой ситуация затруднения решается максимально эффективным способом. Для других людей эта же ситуация является проблемой, потому как их жизненный опыт мал, способ действия в данной ситуации не определен.
Наши методики позволяют значительно расширить способности детей обобщать жизненные ситуации, с помощью навыков классификации по выбранным ими признакам. Пожалуй, это наша главная дидактическая задача.
Помимо базовой цели решаются дидактические задачи, обозначенные в программах, рекомендованных Министерством образования для использования в работе с дошкольниками: освоение пространственных ориентировок, формирование классификационных навыков, умение ориентироваться в жизненных ситуациях и др.
Разработанные методики базируются на общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем. При работе с ними, по мнению автора ОТСМ Хоменко Н.Н., нужно особым образом организовать творческое мышление, учитывая следующие компоненты:
1. Использование модели «объект - имя признака – значение имени признака». Например, объект – помидор, имя признака – цвет, значение имени признака - красный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.