Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 28

Целесообразно чаще беседовать с ребенком о ситуациях из  его реальной жизни. 

 Составление разных вариаций ситуативных загадок

 по литературным произведениям

Для развития способностей ребенка составлять варианты моделей  ситуации по заданному признаку  нужно продолжить обучение  составлению загадок по знакомым литературным текстам.

Для мотивации ребенка  и формирования  его коммуникативных навыков желательно присутствие других детей.

Ход работы: детям предлагается составить другой вариант разгаданной загадки: «Кое-кто только хотел что-то открыть, из-за этого все стали счастливыми» (Буратино).

путем  изменения действий героя (его вырезали из дерева, он отправился в путешествие).

путем введения характеристики героя (кто-то был простодушным и добрым, это помогло  обиженным).

путем изменения места действия героя (они жили все вместе в театре, потом разбежались кто - куда).

путем введения третьих лиц  (он встретился с различными героями и учился у них жизни).

путем изменения признака во времени (он сначала был глупым и не послушным, потом стал спасителем).

Усложнением хода работы является индивидуализация процесса составления нового варианта загадки по самостоятельно выбранному ребенком признаку.

Составление ситуативных загадок

на основе ситуаций из реальной жизни

В процессе  составления ситуативных загадок  по литературным произведениям ребенок усваивают базовую модель составления текста литературного произведения.

Ее  можно  схематизировать и  использовать в дальнейшей работе. 

Моделирование объекта

Обозначение действий объекта

Выведение следствия из этого действия

он

она

они

некто

некоторые

кое – кто

что делал?

что делает?

что будет делать?

для одного объекта для группы объектов

Результатом Вашей работы будет  умение ребенка моделировать ситуации реальной жизни. Создавая определенные модели, анализируя их, сравнивая ситуация из произведений с ситуациями реальных событий ребенок сможет сделать выводы, сформулировать правильные жизненные правила.

* Ситуативные загадки:

−  Кое-кто был забывчивым, а друг пострадал (мальчик забыл покормить собаку и ушел гулять).

−  Она не послушалась кое-кого, из-за этого осталась дома (Дочка не послушалась маму и не надела теплую шапку, из-за этого заболела). 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Общая теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач решает общую проблему устранения  проб и ошибок при решении нетиповых проблем. Для одних ситуация является не проблемой, а трудностью. Это значит, что человек имеет в своем опыте модель, при использовании которой ситуация затруднения решается максимально эффективным способом. Для других людей эта же ситуация является проблемой, потому как их жизненный опыт мал, способ действия в данной ситуации не определен.

Наши методики позволяют значительно расширить способности детей обобщать жизненные ситуации, с помощью навыков классификации по выбранным ими признакам. Пожалуй, это  наша главная дидактическая задача.

Помимо базовой цели решаются дидактические задачи, обозначенные в программах, рекомендованных Министерством образования для использования в работе с дошкольниками: освоение пространственных ориентировок, формирование классификационных навыков, умение ориентироваться в жизненных ситуациях и др.

Разработанные методики базируются на общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем. При работе с ними, по мнению автора ОТСМ Хоменко Н.Н.,  нужно особым образом организовать творческое мышление, учитывая  следующие компоненты:

1.  Использование модели «объект - имя признака – значение имени признака». Например, объект – помидор, имя признака – цвет, значение имени признака - красный.