Обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему подготовительных упражнений, тренингов. Для родителей предлагается «Примерная схема классификационных признаков объектов материального мира» (Приложение № 2), которая служит основанием построения тренингов.
& Целесообразно организовывать тренинги с участием нескольких детей. Игра мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире.
Мы формируем у детей понятия, что у всех объектов материального мира есть неограниченный набор признаков и их значений.
Мы предлагаем следующую серию игр:
- «Природный и рукотворный мир»,
- «Мир живой и неживой природы»,
- «Мир живой природы (растения, животные, грибы)»,
- «Классификация объектов рукотворного мира»,
- «Классификация объектов по заданному признаку».
Цель: объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природный и рукотворный мир.
Правила игры: разложить на столе картинки на две части: объекты природного и рукотворного мира.
Оборудование: набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира.
Игровое действие: ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки вправо). Есть объекты, созданные природой, - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки влево).
Результат: Картинки разделены на две части и детьми дано обоснование данного деления.
Творческие задания
на закрепление знаний о природном и рукотворном мире
− Все в мире перепуталось. Родители перемешивают картинки с изображением природного и рукотворного мира, дети самостоятельно их раскладывают.
− Раз, два, три - ко мне беги. Дети с картинками, изображающими природный (рукотворный) мир бегут к взрослому.
Цель: учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.
Правила игры: разложить на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.
Оборудование: набор картинок с изображением различных объектов живой (дерево, цветок, гриб, птица, зверь, человек) и неживой (сосулька, снег, солнце, дождь) природы.
Игровое действие: взрослый объясняет, что у объектов живой природы есть определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются представители животного, растительного мира и царства грибов. И есть объекты неживой природы. Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкие, твердые и газообразные вещества.
Дети называют картинки объектов живой и неживой природы, раскладывают их в разные стороны. Вправо помещают картинки с изображением объектов живой природы, влево – неживой природы.
Результат: Картинки природного мира разделены на представителей живой и неживой природы, дано обоснование данного деления.
& К представителям живой природы относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде; болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать и др. К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.
В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества:
- твердое вещество изображается схемой «Человечки с сомкнутыми руками», таким образом, моделируется камень, лед и др.;
- жидкое вещество изображается схемой «Человечки с опущенными руками», таким образом, моделируется вода, сок и др.;
- газообразное вещество изображается схемой «Бегущие человечки», которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.