Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 15

Подготовительные  упражнения к классификационным играм «Да-нет»

Обучение классификации объектов  материального мира необходимо начинать с 3,5 лет  через систему подготовительных упражнений, тренингов. Для  родителей предлагается «Примерная схема классификационных признаков объектов материального мира» (Приложение № 2), которая служит основанием построения тренингов. 

Целесообразно организовывать тренинги с участием нескольких детей. Игра мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире.

Мы формируем у детей понятия, что у всех объектов  материального мира есть неограниченный набор признаков и их значений.

Мы предлагаем следующую серию игр:

-  «Природный и рукотворный мир»,

-  «Мир живой и неживой природы»,

-  «Мир живой природы (растения, животные, грибы)»,

-  «Классификация объектов рукотворного мира»,

-  «Классификация объектов по заданному признаку».

«Природный и рукотворный мир»

Цель: объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природный и рукотворный мир.

Правила игры: разложить  на столе картинки на две части: объекты природного и рукотворного мира.

Оборудование: набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира.

Игровое действие: ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки вправо). Есть объекты, созданные природой, - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки влево).

Результат: Картинки разделены на две части и детьми дано обоснование данного деления.

Творческие  задания

на закрепление знаний о природном и рукотворном мире

−  Все в мире перепуталось. Родители  перемешивают картинки с изображением природного и рукотворного мира, дети самостоятельно их раскладывают.

−  Раз, два, три -  ко  мне беги. Дети с картинками, изображающими природный (рукотворный) мир бегут к взрослому.

«Мир живой и неживой природы»

Цель: учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Правила игры: разложить  на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.

Оборудование: набор картинок с изображением различных объектов живой (дерево, цветок, гриб, птица, зверь, человек) и неживой (сосулька, снег, солнце, дождь) природы.

Игровое действие: взрослый объясняет, что у объектов живой природы есть  определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются  представители животного, растительного мира и царства грибов. И есть объекты неживой  природы.  Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкие, твердые  и газообразные вещества.

Дети называют картинки объектов живой и неживой природы,  раскладывают их в разные стороны. Вправо помещают картинки с изображением объектов живой природы, влево – неживой природы.

Результат: Картинки природного мира разделены на представителей живой и неживой природы,  дано обоснование данного деления.

К представителям живой природы относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде;  болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать  и др. К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.

  В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества:

твердое вещество  изображается схемой «Человечки с сомкнутыми руками», таким образом, моделируется камень, лед и др.;

жидкое  вещество изображается схемой  «Человечки с опущенными руками», таким образом,  моделируется вода, сок и др.;

газообразное вещество изображается схемой «Бегущие человечки», которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.

Творческие  задания