Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 4

−  игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел,

−  игры «Да – Нет» с использованием предметов.

В игре есть определенные правила:

ü  Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный)  ряды.

ü  Загадывающий показывает  линейный ряд. Дает задание: найти загаданный объект.

ü  Отгадывающий должен  задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть линейного пространства.

ü  Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы словами:

-  "Да"

-  "Нет"

-  "И да, и нет". Ответы такого рода фактически указывают на загаданный объект. 

-  "Это не существенно". Такой  вариант ответа указывает на бесполезность поиска объекта в данном направлении.

ü  Результатом игры является найденный объект за наименьшее количество вопросов.

Игры «Да – Нет»  с использованием цифр и чисел в линейном ряду

Наиболее наглядно принцип игры «Да – Нет» можно показать  на работе с горизонтально выстроенными числами – игры «Да – Нет» с использованием чисел в линейном пространстве.

Напомним, число – понятие количества; величина, при помощи, которой производится счет. Цифра – знаковое изображение числа. Цифр всего десять  - от 0 до 9. Чисел  неисчислимое множество, при  написании они составляются из цифр.

На примере данной игры  «Да – Нет» легко показать основной принцип игры — выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска в линейном ряду. Давайте поиграем!

Мы задумали число в диапазоне от 0 до 1000.

Определите, какое это число!

Неподготовленного человека такая задача поставит в тупик - в худшем случае ему придется перебрать 999 вариантов, если не повезет. Но,  если использовать принцип сужения поля поиска, то эта задача решится за небольшое количество вопросов.

Пробуйте!

*  Игра  "Да  – Нет"  Отгадай число от 0 до 1000

Правила игры: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано число  - 201)

Вопросы, на которые загадывающий отвечает «да»:

- Это меньше пятисот? (благодаря этому вопросу мы отсекаем сразу половину чисел)

- Это меньше 275? (каждый раз необходимо находить середину в числовом ряду и отсекать половину).

- Это больше 134?

- Это меньше 204?

- Это больше 169?

- Это больше 200?

- Это меньше 202?

- Это число 201?

Результат: Число отгадано после семи вопросов.

В традиционной мировой дидактике существуют разные подходы к обучению детей порядковому счету. В большей степени они сводятся к тренингам, в ходе которых дети учатся воспроизводить последовательность расположения чисел. При этом деятельность не всегда осознана детьми.

Игры «Да – Нет»  с числами позволяют научить детей сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Это заинтересовывает детей и развивает  их познавательные способности.

В процессе игр  «Да – Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

ü  развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду;

ü  в игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям последовательного счета  в рамках единиц и  десятков; сравнить количественные показатели;

ü  обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду;

ü  обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;

ü  развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Желательно, чтобы в игре принимало участие несколько детей. Тогда непроизвольно будет проходить обучение умению слушать друг друга, вступать в содержательный диалог, т.е. будут формироваться коммуникативные навыки. Взрослый должен поощрять шутку, создавать дружескую атмосферу при игре.