− игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел,
− игры «Да – Нет» с использованием предметов.
В игре есть определенные правила:
ü Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный) ряды.
ü Загадывающий показывает линейный ряд. Дает задание: найти загаданный объект.
ü Отгадывающий должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть линейного пространства.
ü Загадывающий имеет право отвечать на вопросы словами:
- "Да"
- "Нет"
- "И да, и нет". Ответы такого рода фактически указывают на загаданный объект.
- "Это не существенно". Такой вариант ответа указывает на бесполезность поиска объекта в данном направлении.
ü Результатом игры является найденный объект за наименьшее количество вопросов.
Наиболее наглядно принцип игры «Да – Нет» можно показать на работе с горизонтально выстроенными числами – игры «Да – Нет» с использованием чисел в линейном пространстве.
& Напомним, число – понятие количества; величина, при помощи, которой производится счет. Цифра – знаковое изображение числа. Цифр всего десять - от 0 до 9. Чисел неисчислимое множество, при написании они составляются из цифр.
На примере данной игры «Да – Нет» легко показать основной принцип игры — выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска в линейном ряду. Давайте поиграем!
Мы задумали число в диапазоне от 0 до 1000.
Определите, какое это число!
Неподготовленного человека такая задача поставит в тупик - в худшем случае ему придется перебрать 999 вариантов, если не повезет. Но, если использовать принцип сужения поля поиска, то эта задача решится за небольшое количество вопросов.
Пробуйте!
* Игра "Да – Нет" Отгадай число от 0 до 1000
Правила игры: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано число - 201)
Вопросы, на которые загадывающий отвечает «да»:
- Это меньше пятисот? (благодаря этому вопросу мы отсекаем сразу половину чисел)
- Это меньше 275? (каждый раз необходимо находить середину в числовом ряду и отсекать половину).
- Это больше 134?
- Это меньше 204?
- Это больше 169?
- Это больше 200?
- Это меньше 202?
- Это число 201?
Результат: Число отгадано после семи вопросов.
В традиционной мировой дидактике существуют разные подходы к обучению детей порядковому счету. В большей степени они сводятся к тренингам, в ходе которых дети учатся воспроизводить последовательность расположения чисел. При этом деятельность не всегда осознана детьми.
Игры «Да – Нет» с числами позволяют научить детей сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Это заинтересовывает детей и развивает их познавательные способности.
В процессе игр «Да – Нет» с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:
ü развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду;
ü в игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям последовательного счета в рамках единиц и десятков; сравнить количественные показатели;
ü обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду;
ü обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
ü развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
& Желательно, чтобы в игре принимало участие несколько детей. Тогда непроизвольно будет проходить обучение умению слушать друг друга, вступать в содержательный диалог, т.е. будут формироваться коммуникативные навыки. Взрослый должен поощрять шутку, создавать дружескую атмосферу при игре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.