Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 22

Объект

Действия объекта

Следствие

Местоимение «он» - не совсем удачное, потому что сразу дает возможность узнать пол персонажа, поэтому лучше выбрать: «кое-кто» или «некто».

«Играл во что-то» - не дает высокий уровень абстракции, может указывать на ребенка, поэтому надо подобрать нейтральное действие «что-то сделал» или «занимался чем-то».

В данной ситуации»  «Попал в окно, которое разбилось» -  негативный результат, рекомендуется подобрать нейтральное  словосочетание: «из этого хорошего не вышло»

Загадка:Кое-кто чем-то занимался, но из этого хорошего не вышло.

Важно! Когда ребенок придумал загадку, он обязательно должен ее загадать кому-то:  другу, маме, бабушке. Используя, рекомендуемые  нами вопросы к  игре «Да-Нет», и отгадав ее,  Вы доставите своему малышу истинное удовольствие!

Дорогие взрослые! Самое главное   в придумывание загадки – Ваше отношение к ситуации. При кодировании момента  «следствие из ситуации» ребенка можно вывести на моральные правила поведения в обществе.  Обучившись простому моделированию ситуации можно перейти к более сложной игре «Да-Нет», с большим количеством объектов, действий объектов.

* Реальная ситуация: Девочка  гуляла в парке, прилетела бабочка. Чтобы ее рассмотреть поближе, девочка побежала за ней. Бабочка вспорхнула и улетела, девочка потеряла тропинку и заблудилась.

Ситуация для загадки: Девочка вечером в парке  заблудилась из-за того, что побежала за бабочкой.

Кодирование:

Объект № 1

Время

Место

Действия №1

Действие №2

Объект № 2

Девочка - она

Вечер - когда-то

В парке - где-то

Заблудилась - потерялась

Побежала  - что- то сделала

 бабочка -  кто-то

Модель ситуации: "Она когда-то где-то потерялась из-за того, что  что-то делала с кем-то"

Тренинги с детьми  по разгадыванию ситуативной загадки

Все, что мы вам сейчас продемонстрировали – это конечный результат Ваших игр с ребенком.

Но сначала  нужна предварительная работа - тренинги.

Особенности тренингов с детьми по разгадыванию ситуативной загадки таковы, что необходимо в ней разгадать ее составляющие:

-  «кто» или «что» является объектом,

-  какое действие было совершено;

-  какое следствие из этого получилось.

Мы предлагаем Вашему вниманию следующие  тренинги:

-  «Отгадай объект»,

-  «Отгадай объект и его действие»,

-  «Отгадай место и время действия объекта»,

-  «Отгадай, что случилось потом»,

-  Игры «Да-Нет» на эколого-биологические темы,

-  Игры с текстами литературных произведений.

Первое правило: Разгадывание всегда нужно начинать с первого объекта.

«Отгадай объект»

Игровое действие: предлагается  ситуация, в которой неизвестным является объект. Разгадав объект с помощью «Да-Нет», разгадывается ситуацию.

Загадка: Он стал плохо ходить, я ему помог, из-за этого он остановился.

Разгадывание объекта происходитчерез сужение поля поиска признаков объекта.

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

−  Это  рукотворный объект?

−  Это прибор?

−  У него есть стрелки?

−  У него есть звонок?

−  Это будильник.

Подставляем данное слово в загадку. Получаем: будильник стал плохо ходить, я ему помог, из-за этого он остановился.

Рассказ ребенка. После того как ситуация становится понятной, родителям нужно попросить ребенка, чтобы он сам рассказал об этой ситуации и привел аналогичные примеры: ножка стула  качалась, кто-то  стал ремонтировать, стул совсем сломался и т.д.

Второе правило: Разгадав объект,  необходимо разгадать его действия.

«Отгадай объект и его действие»

Игровое действие: предлагается  ситуация, в которой неизвестным является объект и его действия. Разгадав объект и его действия с помощью  игры «Да-Нет» – ребенок разгадывает ситуацию.

Загадка: Она что-то делала,  за это поплатилась жизнью из-за кого-то.

Разгадывание объекта происходитчерез сужение поля поиска признаков объекта.