Объект |
Действия объекта |
Следствие |
Местоимение «он» - не совсем удачное, потому что сразу дает возможность узнать пол персонажа, поэтому лучше выбрать: «кое-кто» или «некто». |
«Играл во что-то» - не дает высокий уровень абстракции, может указывать на ребенка, поэтому надо подобрать нейтральное действие «что-то сделал» или «занимался чем-то». |
В данной ситуации» «Попал в окно, которое разбилось» - негативный результат, рекомендуется подобрать нейтральное словосочетание: «из этого хорошего не вышло» |
Загадка:Кое-кто чем-то занимался, но из этого хорошего не вышло.
& Важно! Когда ребенок придумал загадку, он обязательно должен ее загадать кому-то: другу, маме, бабушке. Используя, рекомендуемые нами вопросы к игре «Да-Нет», и отгадав ее, Вы доставите своему малышу истинное удовольствие!
Дорогие взрослые! Самое главное в придумывание загадки – Ваше отношение к ситуации. При кодировании момента «следствие из ситуации» ребенка можно вывести на моральные правила поведения в обществе. Обучившись простому моделированию ситуации можно перейти к более сложной игре «Да-Нет», с большим количеством объектов, действий объектов.
* Реальная ситуация: Девочка гуляла в парке, прилетела бабочка. Чтобы ее рассмотреть поближе, девочка побежала за ней. Бабочка вспорхнула и улетела, девочка потеряла тропинку и заблудилась.
Ситуация для загадки: Девочка вечером в парке заблудилась из-за того, что побежала за бабочкой.
Кодирование:
Объект № 1 |
Время |
Место |
Действия №1 |
Действие №2 |
Объект № 2 |
Девочка - она |
Вечер - когда-то |
В парке - где-то |
Заблудилась - потерялась |
Побежала - что- то сделала |
бабочка - кто-то |
Модель ситуации: "Она когда-то где-то потерялась из-за того, что что-то делала с кем-то"
Все, что мы вам сейчас продемонстрировали – это конечный результат Ваших игр с ребенком.
Но сначала нужна предварительная работа - тренинги.
Особенности тренингов с детьми по разгадыванию ситуативной загадки таковы, что необходимо в ней разгадать ее составляющие:
- «кто» или «что» является объектом,
- какое действие было совершено;
- какое следствие из этого получилось.
Мы предлагаем Вашему вниманию следующие тренинги:
- «Отгадай объект»,
- «Отгадай объект и его действие»,
- «Отгадай место и время действия объекта»,
- «Отгадай, что случилось потом»,
- Игры «Да-Нет» на эколого-биологические темы,
- Игры с текстами литературных произведений.
Первое правило: Разгадывание всегда нужно начинать с первого объекта.
Игровое действие: предлагается ситуация, в которой неизвестным является объект. Разгадав объект с помощью «Да-Нет», разгадывается ситуацию.
Загадка: Он стал плохо ходить, я ему помог, из-за этого он остановился.
Разгадывание объекта происходитчерез сужение поля поиска признаков объекта.
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
− Это рукотворный объект?
− Это прибор?
− У него есть стрелки?
− У него есть звонок?
− Это будильник.
Подставляем данное слово в загадку. Получаем: будильник стал плохо ходить, я ему помог, из-за этого он остановился.
Рассказ ребенка. После того как ситуация становится понятной, родителям нужно попросить ребенка, чтобы он сам рассказал об этой ситуации и привел аналогичные примеры: ножка стула качалась, кто-то стал ремонтировать, стул совсем сломался и т.д.
Второе правило: Разгадав объект, необходимо разгадать его действия.
Игровое действие: предлагается ситуация, в которой неизвестным является объект и его действия. Разгадав объект и его действия с помощью игры «Да-Нет» – ребенок разгадывает ситуацию.
Загадка: Она что-то делала, за это поплатилась жизнью из-за кого-то.
Разгадывание объекта происходитчерез сужение поля поиска признаков объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.