− Из-за этого они ее очень любили (мама – коза заботилась о своих козлятах и те ее очень любили).
Цель: Учить детей различать ситуации реальной жизни от ситуаций фантастического мира.
Игровое действие: Взрослый предлагает вниманию ребенка различные ситуации (из реальной жизни, из сказок, из других литературных произведений). Ребенок определяет, к какому миру относится каждая из предложенных ситуаций и делает вывод:
есть ситуации фантастические (литературные произведения и кинофильмы)
есть реальные (случаи, в которых участвуют сами дети или другие люди).
Цель: Учить детей устанавливать жанр литературного произведения.
Игровое действие: Взрослый предлагает сложить «ромашку». На каждом лепестке цветка написан жанр литературного произведения (сказка народная, сказка авторская, рассказ, стихотворение, басня и др.). Дети, получая картинку из какого-либо литературного произведения, выкладывают ее на соответствующий лепесток, вспоминают знакомые литературные произведения этого жанра.
Цель: Учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения.
Игровое действие: Взрослый загадывает какого-либо литературного героя и предлагает ребенку отгадать его. Принимаются вопросы по выяснению признаков объекта.
Герой: Колобок.
Вопросы детей, на которые получены ответы «да»:
− Это герой народной сказки?
− Этот герой относится к рукотворному миру?
− Это оживший рукотворный мир?
− Он сделан из теста?
− Он круглый?
После того, как герой угадан, ребенку предлагается выделить основные действия героя и следствия из его действия (Он катился и пел, из-за этого пропал.).
Цель: Учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.
Игровое действие: Взрослый предлагает выбрать героя из любой знакомой сказки и, назвав его действия, дать характеристику свойств характера.
Герой: Гадкий Утенок из сказки Г. - Х. Андерсена.
Действия героя – Характеристика:
Пропищал птенец и вывалился из яйца - неуклюжий, слабый, беспомощный.
Гадкий серый утенок не отставал от других - старательный, ловкий
Гадкий утенок не согласился жить на птичьем дворе, где его обижали, и ушел - отважный.
Цель: Учить схематическому изображению героев и их действий.
Игровое действие: Ребенку предлагается изобразить героев знакомых сказок и их действия схематично. Каждый играющий рисует по-своему, а затем объясняет свое видение героя.
Цель: Учить детей выражать содержание сказок через схематичное изображение сюжета произведения.
Игровое действие: Взрослый и ребенок, по отдельности, шифрует по одной из 5-6 знакомых сказок. Затем обмениваются схемами и отгадывают, о какой сказке идет речь в предложенной схеме, обосновывая свое предположение.
Цель: Развивать способность объяснять смысл литературных произведений и выводить мораль.
Игровое действие: Взрослый проводит обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». После рассмотрения действий, характеристик героев, составления их портретов, предлагается подобрать пословицу, наиболее полно раскрывающую мораль сказки.
Взрослый предлагает несколько пословиц:
«Смелость города берет»,
«Дело мастера боится»,
«За правое дело стой смело» и обсуждает их смысл с детьми.
«Смелость города берет» – Для Козы смелость не самое главное качество.
«Дело мастера боится» - Коза справилась с волком, освободила своих козлят. Но это не ее главное дело!
Коза защищала своих детей, поэтому подходит пословица: «За правое дело стой смело».
Уважаемые родители, Вы не будете оспаривать, что вся наша жизнь взаимосвязана, одна ситуация цепляется за другую, из причины возникает следствие. Чтобы не потеряться в этих цепочках, ребенку надо научиться самостоятельно выделять и моделировать ситуацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.