В реальной жизни ребенку сделать это достаточно сложно. В рассказах, сказках авторы четко прорисовывают ситуации, поэтому значительно легче учить детей моделировать ситуации на литературных произведениях.
Задачи такой работы:
ü Формирование навыков перехода от конкретной ситуации к ее абстрактному описанию.
ü Обучение детей моделированию содержания знакомых произведений.
ü Развитие способностей к анализу ситуации в литературных произведениях и поиски примеров в реальной жизни.
На фоне работы по достижению поставленных задач параллельно развиваем у детей разговорную речь, снимаем психологические зажимы, стимулируем познавательную активности, прививаем устойчивый интерес к литературе.
Начинать обучение составлению ситуативных загадок лучше всего используя заведомо неверно составленную ситуативную «Да – Нет» на основе литературного произведения. Разгадав ситуацию, ребенок должен самостоятельно изменить ее. Фактически составить новый вариант загадки.
* Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Ведущий произносит заведомо неточно составленную загадку: "Она его любила, поэтому долго ходила"
Игра «Да – Нет». Принимаются вопросы только обобщенного характера, нельзя перебирать имена героев или названий литературных произведений.
Поток вопросов структурируется в определенной последовательности разгадывания деталей ситуации:
− Выяснение уровня реальности ситуации (в данном случае - литературное произведение).
− Установление жанра литературного произведения (русская народная сказка).
− Выяснение признаков первого объекта (она - объект живой природы - девочка).
− Выяснение признаков второго объекта (его - объект живой природы - мальчик).
− Установление места происходящего (она ходила по лесу).
− Установление связей между объектами (они были братом и сестрой).
− Выяснение времени происходящего (лето, темное время суток).
− Выяснение характеристик, сопутствующих или предполагаемых объектов (в лесу девочка встречалась с речкой, печкой, яблонькой).
После выяснения каждого признака производится «сборка» текста с уточнением данных.
Важно, чтобы выясненные признаки постепенно включались в базовый текст. В конечном итоге ситуация будет описана следующей фразой: «Сестра любила своего брата, поэтому долго ходила по лесу в темное время суток и встречалась с речкой, печкой, яблонькой». Обязательным условием построения текста является то, что в него включаются только выясненные характеристики.
Проводится анализ сюжетов знакомых литературных произведений, где встречаются схожие ситуации.
Снежная Королева (Герда любила Кая и долго его искала),
Сестрица Аленушка и братец Иванушка и др.
Осуществляется возврат к изначально загаданной сказке «Гуси - лебеди». Ребенку дается задание: уточнить загадку и составить новый текст.
Взрослый уточняет у ребенка правильность составленной загадки («Она его любила, поэтому долго ходила»). Загадка не точно отражает сюжет сказки: сестра бегала по лесу и искала братика из-за того, что боялась родительского гнева, что не выполнила родительский наказ. Ребенок составляют более точные формулировки: «Она заигралась и забыла про наказ», «Некто был забывчивый, из-за этого пострадал», «Она долго блуждала, но все-таки его нашла и спасла».
Подведение итогов разгадывания загадки. Определение лучшей фразы, которая и является смыслом произведения (сказки, загадки).
Текст, составленный ребенком: Она не сдержала обещания, из-за этого долго искала кого-то.
& После того, как ребенок «поправит» текст Вашей, заведомо неверно сделанной загадки по литературному произведению, попросите его рассказать, как он ее исправлял.
Наша многолетняя практика показывает, что дети самостоятельно выводят правила составления загадки.
Работа с ситуативными загадками по литературным произведениям ценна тем, что ребенок ищет аналоги ситуаций в реальной жизни. Это поможет ему понять, что действительно «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.