Мы предлагаем следующую серию игр:
- Игры «Да-Нет» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до10,
- Игры "Да – Нет" на бумажной ленте с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц,
- Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20.
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.
Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).
Вопросы:
- Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
- Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
- Это цифра два? – Нет.
- Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).
- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).
- Эта цифра 1
Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.
& Игры целесообразней проводить сначала с помощью зрительного представления цифрового ряда; затем без зрительного восприятия.
Важно, чтобы ребенок в процессе игр сделал выводы:
ü перебор вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть.
ü если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.
Ориентиром успешности ребенка может служить выработанное умение отгадывать число от 0 до 10 без наглядного изображения на ленте.
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 100 десятками. Ввести понятия номер десятка и имя десятка («пятый десяток» номер десятка – это «пятьдесят» имя десятка). Закрепить понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущий», «последующий», «серединный», «крайний» десяток. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.
Угадать число от 0 до 100 (десятками без единиц).
Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимается только тот, который сужает поле поиска.
Оборудование: числовая лента с десятками без единиц.
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано – число 90).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
− Это после 50? (бумажная лента сгибается таким образом, что остаются числа, участвующие в поиске – от 60 до 100).
− Это больше 80? (на бумажной ленте остаются цифры от 80 до 100).
− Это предыдущее 100?
− Это 90?
Результат: найдено число и оговорено игровое действие.
Творческие задания
В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100 десятками, выдерживается стратегия усложнения заданий с последующим закреплением:
- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 десятками без зрительного восприятия.
- Игры «Расскажи, где находится число 40». Возможные ответы: число 40 располагается между 30 и 50; за 30; перед 50 и т.д.
- Игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте». Создание проблемной ситуации: на числовой ленте перепутана последовательность десятков. Вопрос – как найти загаданный десяток? Вариант 1. Начертить пустую линейку с тем же количеством ячеек и заполнить их числами по порядку. Далее операция поиска известна детям. Вариант 2. Не переставляя перепутанные числа осуществлять поиск загаданного числа. При этом используются термины «справа» – «слева» от среднего числа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.