Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Методическое пособие, страница 8

Игры  "Да – Нет" со сменой точки зрения на линейный ряд. Предметы располагаются горизонтально, загадывающий и отгадывающий стоят напротив друг друга. Вопросы задаются с точки  зрения  человека, загадавшего объект.

* Игра  "Да – Нет"  со сменой точки зрения

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения какого-либо вида  транспорта  с противоположной точки зрения.

Правила игры: двое игроков стоят друг против друга. Между ними ряд предметов (например: игрушечные виды транспорта). Отгадывающий задает вопросы по поиску  объекта с точки зрения загадывающего.

Оборудование: картинки видов транспорта, расположенные в ряд.

загадывающий

 


Самолет

Поезд

Корабль

Автомобиль

Вертолет

Ракета

Велосипед

отгадывающий

 

Игровое действие: отгадать картинку с помощью сужения поля поиска (загадан вертолет).

Вопросы к загадывающему, на которые отвечают «да»:

-  Этот вид транспорта для вас слева от автомобиля? (для отгадывающего это правая сторона).

-  Этот вид транспорта находится справа от ракеты для вас? (для отгадывающего  это левая сторона).

-  Это вертолет?

Результат: объект отгадан и повторено правило: надо задавать вопросы о месте нахождения какого-либо  объекта  с противоположной точки зрения.

Игры  "Да – Нет" на плоскости

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентировкой в пространстве. Дети с трех лет могут усваивать информацию о предметно – пространственном окружении, получать обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентировки. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире.

Игры «Да – Нет» на плоскости проводятся в показателях двухмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая – левая»,  «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

Правила игры «Да – Нет»  на плоскости

Данный вид игр «Да – Нет»  на плоскости может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости  есть определенные правила:

ü  Загадывается объект на плоскости, его надо  найти.

ü  Отгадывающий должен  задавать вопросы, не перечисляя объекты.

ü  При поиске объекта использовать слова, обозначающие  его местонахождение на плоскости.

ü  Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).

ü  Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давая следующие ответы:  "Да", "Нет", "И да, и нет", "Это не существенно".

ü  Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

В процессе игр  «Да – Нет» на плоскости с детьми дошкольного возраста  вы сможете решить следующие задачи:

ü  развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.

ü  обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.

ü  научить детей находить точку  отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).

ü  развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.

ü  обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Необходимо использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр,  угол, сторона плоскости.

Мы предлагаем следующие виды игр:

-  Игры «Да-Нет» на горизонтальной плоскости,

-  Игры «Да-Нет» на вертикальной  плоскости (на учебной доске),

-  Игры  "Да – Нет"  со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах,