Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть превращена в загадочную фразу: "Она заговорилась, оно убежало". Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию и непонятное делает понятным: «она» – это мама; «оно» – молоко, которое грелось на огне. Ситуация понятна. Если мы хотим узнать, с кем и по какому поводу она (мама) заговорилась, то можно уточнить задачу.
Прежде чем научить детей анализировать ситуации, необходимо освоить алгоритм составления абстрактных моделей ситуаций, которые выглядят в виде ситуативных загадок.
Под ситуативной загадкой мы понимаем абстрактную модель взаимодействия объектов и последствия этого взаимодействия. При работе с ней ставятся следующие задачи:
- Сужение поля поиска в ситуациях с множеством неизвестных признаков.
- Нахождение общего в ситуациях и на этой основе составление абстрактной модели.
- Сравнение ситуации, нахождение в них отличительные черты и самостоятельно выводить правила поведения.
Механизмом работы с детьми является ситуативная игра "Да – Нет".
Чтобы научить детей анализировать ситуацию, надо научиться взрослым составлять загадки самим. Давайте попробуем!
ü Выделение какой - либо ситуации и создание из нее короткого текста. Поздней осенью папа заболел гриппом, остался дома и стал пить таблетки; через некоторое время он выздоровел (выделена жизненная ситуация).
ü Создание короткого текста из ситуации для загадки. Составление предложения, в котором обозначены место, время действия, объекты взаимодействия и следствия этого взаимодействия. Осенью человек заболел, стал пить таблетки дома, и они ему помогли.
ü Моделирование (кодирование) ситуации. Замена конкретных объектов, места действия, время происходящего, следствия на абстрактные значения.
человек – кто – то (объект № 1)
осенью – однажды (время действия)
дома - где – то (место действия)
стал пить - что-то сделал (действие № 1)
таблетки – они (объект № 2)
они ему помогли(следствие)
ü Составление текста загадки. Текст укорачивается, обобщается и представляется в виде одного предложения. Кое – кто однажды где – то сделал что – то, и они ему помогли.
ü Расшифровка. Абстрактный текст конкретной ситуации сообщается детям как загадочная фраза, которую надо расшифровать.
Обучение детей анализу ситуаций целесообразно начинать с 5 лет. К этому моменту дети умеют классифицировать знания, им знакома игра "Да – Нет» на неизвестное слово (см. Часть 2.), они знают, как сужать поле поиска в пространстве (см. Часть1).
Рекомендуется моделировать ситуации, которые дети переживали или наблюдали в реальной жизни.
ü Реальная ситуация: ребенок играл в мяч; мяч попал в окно; окно разбилось.
ü Ситуация для загадки (в одно предложение): мальчик играл в мяч, который попал в окно, которое разбилось.
ü Моделирование (кодирование) ситуации. Чтобы облегчить ребенку перевод конкретного содержания в абстрактные понятия предлагаем «Таблицу моделирования ситуации»
Таблица моделирования ситуации
Объект |
Действия объекта |
Следствие |
он, она, они, некто, некоторые, кое-кто и т.д. |
что-то делал, что-то сделал и т.д. |
что- то вышло, произошло, получилось и т.д. |
В результате кодирования:
Объект |
Действия объекта |
Следствие |
Мальчик – он |
Играл в мяч – играл во что-то |
Попал в окно, которое разбилось - |
Рекомендации при моделировании ситуации:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.