Особым направлением в обучении детей анализу ситуаций является работа с текстами литературных произведений.
Особенностью тренингов является то, что загадываемая ситуация нереальна, отражает сюжет литературного произведения. В алгоритм работы с моделью ситуации целесообразно ввести вопрос: «Это реальная ситуация?».
Если это нереальная ситуация, необходимо выяснить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, басня). А дальше следовать обычному алгоритму – выяснить:
− признак каждого объекта,
− время происходящего,
− место происходящего,
− предметы, представленные в сюжете,
− результат взаимодействия объектов.
* Ситуация: Кое-кто только хотел что-то открыть, из-за этого все стали счастливыми.
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
− Это из области литературы?
− Это авторская сказка?
− «Кое-кто» принадлежит к рукотворному миру?
− Это игрушечный мальчик, сделанный из дерева?
− «Все» – это куклы?
− «Что-то» принадлежит к рукотворному миру?
− Это дверь?
Сбор информации и восстановление текста: Деревянный мальчик в сказке хотел открыть дверь, и из-за этого куклы стали счастливыми.
После выяснения текста, взрослый вместе с ребенком создает более точный вариант: «Буратино был любопытным и доверчивым, из-за этого его друзья стали счастливыми». Данная работа позволяет сформировать устойчивый интерес детей к поиску смысла литературных произведений.
Ситуативные загадки по литературным произведениям
ü По сказке «Три поросенка»
- Он только хотел перезимовать и спалил шкуру гостя.
- Они хотели спастись и прогнали кого – то.
- Один был храбрый, а другие трусливые.
- Он хотел покушать и сам попал в котел.
ü По сказке «Колобок»
− Он отправился путешествовать и попал в беду.
− Они его слепили, а он убежал.
− Он не послушался и попался ей.
− Он любил петь песни, и это плохо кончилось.
ü По сказке «Принцесса на горошине»
− Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала.
− Что – то было очень маленьким, но все же кому – то помешало.
ü По сказке «Курочка Ряба»
− Кто-то что-то принес в дом, и это всех расстроило.
− Кто – то что – то сделал, и из – за этого много плакали.
Мы просто уверены, что детям понравилось разгадывать Ваши загадки. А вам было интересно составлять и играть вместе с ними? Подарите радость детям, научите их составлять загадки!
Для подготовки детей к составлению загадок мы предлагаем Вам серию тренингов:
− «Замени слова»,
− «Что из этого может быть»,
− Это ситуация из какого мира?»,
− «Разложи лепестки ромашки»,
− «Угадай героя и вспомни его действия»,
− «Я назову действия героя, а ты – свойства его характера»,
− «Закодируй сказку схемами»,
− «Путешествие по сказкам»,
− «Выбери подходящую пословицу».
Как правило, хорошо научившись разгадывать ситуативные загадки, ребенок интуитивно начинает сам их составлять. Если этого не происходит, то взрослым желательно поиграть с детьми.
Цель: Учить детей подбирать обобщающие слова к конкретным объектам.
Игровое действие: Взрослый называет какие – либо конкретные объекты. Ребенок обозначает их обобщающими словами:
самокат – кое-что;
медведь – он, кто – то, некто;
очки – они, кое – что;
сестра – она, кое – кто и т.д.
Цель: Учить ребенка составлять предположения и предлагать варианты последующих действий. Учить наполнять абстрактную модель ситуации конкретным содержанием.
Игровое действие: Взрослый называет какое – либо действие. Играющие предполагают, какие следствия из этого могут быть.
Ситуация: Она очень заботилась о ком – то и из – за этого…
Предположения детей:
− Из-за этого она может уставать (мама – птица носила корм своим птенцам и к вечеру очень уставала).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.