2. Активизация воображения, основанного на изменении значений признаков. Например, объект – помидор, имя признака – цвет. Значение имени признака – прозрачность. Придумывание объектов с необычными значениями признаков: прозрачный помидор.
3. Анализ взаимосвязи признаков (если изменилось одно значение признака, то меняется другое). Например, обычно спелые помидоры – красные, человек за счет зрения их различает и собирает. Прозрачный помидор не позволяет определить себя с помощью зрения, поэтому данное значение признака предполагает сбор урожая на ощупь.
4. Организация мысленного эксперимента на основе имеющихся знаний. Например, появляется проблема - как собрать прозрачные помидоры без утомительного и длительного по времени поиска руками. Пересекающаяся цепочка причинно следственных связей предполагаемой гипотезы и возможных последствий желательных и не желательных приводит к тому, что из возможных решений выбирается то, которое основано на триединстве (противоречие – ресурсы -идеальный конечный результат (прозрачный помидор сам «говорит», где он находится). В результате таких экспериментов получаем частички, из которых выстраивается решение сложной творческой проблемы. Например, при сборе прозрачных помидоров используются его ресурсы - блики или способность окраситься. Оптимальное решение – собирать помидоры с помощью фонарика ночью или зеркала днем, потому что решение, связанное с окрасом помидорного поля само по себе дорого и неэффективно.
Базовые компоненты организации мышления являются предварительными условиями овладения инструментарием классической ТРИЗ-ОТСМ.
Особенностью формирования такого процесса мышления является не линейный способ обучения. Компоненты формируется комплексно, но процесс формировании осуществляется с акцентом на одном из них.
Нами разработана система методик, направленных на развитие способностей решать творческие задачи с помощью ОТСМ - ТРИЗ. Пособие «Методики формирования у дошкольников классификационных навыков»является одним из них.
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею, - Новосибирск, «Наука», 1986.
2. Ананьев Б. Г. формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М., 1956.—200 с.
3. Венгер А. А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1959.—20 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. 1934.
5. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа.— Вопр. психологии, 1957, № б, с. 58—69.
6. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.—М., 1988.
7. Журавлева Н.М., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Составление загадок детьми по знакомым им произведениям. /Ж. «Воспитание дошкольников», № 3, 2008 г. Москва, стр. 47- 52
8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
9. Ковардакова М.А., Сидорчук Т.А. Развитие умственной одаренности детей дошкольного возраста с помощью элементов ТРИЗ. /Сб. Технология развития одаренности у детей из социально уязвимых слоев населения. – Ульяновск, УлГУ, 2002. – стр. 3 – 57.
10. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. – Ульяновск, ИПК ПРО, 2003. – 240 с.
11. Люблинская А. А. Ранние формы мышления ребенка.— В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 319—348. 197
12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972.—208 с.
13. Н.М.Журавлева, Т.А.Сидорчук, Н.В.Хижняк ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста (Научно - методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений). – Ульяновск, 2007. – 41 стр.
14. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ”АЗЪ”, 1993.
15. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.