Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Церковное искусство

VI курс, 2-е полугодие

05.02.2000

1.  Раннее русское храмостроительство

Первый храм – десятинная церковь, остался только фундамент. Первый из сохранившихся – 1036 год – храм в Чернигове. Многое от ХХ века, но основной объем сохранился.

1. Храм 5-главый. В Византии 5-главые не были самыми распространенные, а на Руси это становится одним из самых излюбленных вариантов, и почти на каждом столетии русские зодчие возвращаются к этой теме. Это дает возможность символически взглянуть на храм как на благовестнический образ: Христос и Евангелисты, кроме того функциональное обоснование, особенно для княжеских храмов: как правило на хорах князь не только находился на богослужении, но использовал для благочестивых светских или полу-светских мероприятий (послов принять), и хоры нужно было хорошо осветить. Есть и эстетическая сторона – ступенчатая пирамидальная композиция. Под главным куполом свод центрального нефа имеет полукруглое завершение. Это полуцентрический свод. Но кровельное покрытие сделано прямо по своду, а не с помощью стропил. Это особенность русских храмов. По-славянски свод звучит "комара", а по-древне-русски "комара", такой архитектурный элемент называется "позакорамара", а вся система "позакомарное покрытие" – это сопровождает русскую архитектуру с самого начала. Мастера делают хитрость, что на все фасады выходят полукружия. Полосатая кладка – "со скрытым рядом". План. Фактически 8-столпный. Если к этому добавить маленькие колонки, то это вытягивает храм, хотя он и крестово-купольный. Пристройки возникают позже, но все они необходимы, особенно лестничная башня, примыкающая к храму, без которой не зайти не хоры. На апсиде – зондаж стены – кладка со скрытым рядом. Обычно надо сделать перевязку швов. У нас кирпичи продолговатые, и их можно чередовать, в древней Руси кирпичи были почти квадратные, и следующий ряд надо сдвигать внутрь, поэтому видны кирпичи через ряд. Раствор с битой керамикой внутри – неслучайно на мастеров-каменщиков переучили не плотников, а гончаров.

Следующий храм – Софийский Собор в Киеве. Современный вид – форма украинского барокко (XVII век). 1037 год, построен при Ярославе Мудром, который существенно расширил укрепленную территорию Киева. Собор призван был стать кафедральным храмом страны. Построен по крестово-купольной схеме. Тогда греки не строили больших храмов, и греки привыкли к небольшим пролетам, а нужно было иметь большую площадь храма – и растиражировали малопролетные ячейки храма, получился лес крещатых пилонов. Храм пятинефный, за пределами пяти нефов – боковые галереи, одна внутренняя, другая внешняя. Сзади внешних галерей – лестничные башни. Основной объем – 13-главый. Внешние галереи сделаны ниже, и сделаны открытыми – гульбища, но на Руси прохладнее, чем в Греции, и это позже закрыли. Также кладка со скрытым рядом.

Внутри. Иконостас по формам соответствует формам украинского барокко XVII века, занижен специально, чтобы видеть алтарную апсиду, где изображена "Оранта", получил название "Нерушимая стена" не только потому, что сохранился при нашествии Батыя (чего не скажешь о десятинной церкви), но и по другим признакам. Это первый храм, где мы видим и достаточно много монументальной живописи, и можно рассуждать о связи живописи и архитектуры.

 


Мозаики. Под Орантой – Евхаристия. В системе росписи в Византии образ Евхаристии начинает доминировать не только потому, что занимает почетное положение в алтарной части (это естественно, ибо это проекция того, что происходит в алтаре) , он становится притягивающим центром. Христос изображен двумя фигурами, причащающими Тела и Крови апостолов. Фигура Богоматери одна. Надпись на греческом: "Если Бог посреди града, то град не поколеблется". Аверинцев С.С. и Константин Акентьев написали статьи по поводу этой надписи. В КП была служба, посвященная дню города. Служба включала в себя апостольские и евангельские чтения, и аллилуарий содержал эту строчку из псалма. Это явная параллель между КП и Киевом, чтобы напомнить, что Киев – икона Царьграда. Богоматерь изображена как мы привыкли её видеть – в облачении диаконис: поручи, пояс, омофор. Существенно литургический характер напоминает нам, что Богоматерь не просто здесь стоит в молитве, но она участвует в совершающейся Евхаристии (дальше есть изображение Христа, совершающего Вселенскую Литургию). Поминая святых, Богоматерь мы поминаем за Евхаристией "изрядно" (особо). Вверху образ Пантократора, и руки Богоматери обращены в сторону этого образа. Крестовокупольный храм – двухфокусное пространство. Один фокус – подкупольное пространство (символ преображенного мира), второй фокус на престоле и в алтарной апсиде (символизирует божественное присутствие). Эти пространства символизируют разные природы – божественная и тварная – во взаимодействии. Архитектура связана с живописью. Если архитектура центральной части символизирует мир, а апсидной – божественность, то изображения – наоборот. Столбы имеют изображение Благовещения. Благовещенский образ вводит нас в более внутреннее пространство алтаря (в более позднее время на царских вратах изображаются благовестники и Благовещение). Благовестническая тема позволяет нам каждый раз, когда мы пытаемся войти извне вовнутрь, мы видим, что внутри – особое благовестническое пространство Церкви. В куполе – образ Христа Пантократора, архангелов, апостолов в простенках окон, Евангелисты на парусах. Почти у всех изображенных лики имеют особенность – взгляд несфокусированный, они смотрят мимо нас, кроме изображения Христа Пантократора, который смотрит прямо на нас. Образ Златоуста более сфокусированный (он – автор литургии, совершающейся каждый день). Святые видят что-то, что мы не видим, поэтому они не фиксируют взгляд на обыденном.

Похожие материалы

Информация о работе