Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 20

После Стоглавого Собора был специальный Собор по делу Московского дьяка Висковатого 1554 года, который сомневался в новой иконографии. Сомнения были разрешены тем, что он был отлучен от причастия на 3 года. Но вопросы остались актуальными, он был осужден скорее за форму обращения, а не за суть, и некоторые из его вопросов были разрешены положительно. Большой Московский Собор тоже касался церковного искусства.

Иллюстрация молитвы Отче наш, Великий вход (образ вселенской литургии, где вместо диаконов ангелы).

Живоносный источник. К этому времени вариантов богородичной иконографии становится очень много, что происходит постепенно в результате определенных процессов, которые охватывают всё от Византии и Италии до Руси, но это уже особое качество. В КП был целебный источник, рядом была икона Божией Матери. В сознании людей совместились два этих образа. В одной иконе начинает изображаться Богоматерь и источник т.о., что Богоматерь начинает изображаться как источник.

Неканоничное изображение Новозаветной Троицы.

Изображение VII Вселенского Собора запечатлевается символическим образом.

Изображение креста.

На фоне живописи много темной и иносказательной "догматического содержания" (я не приветствую этот термин, потому что любая икона несет догматическое содержание), скорее аллегорического, есть попытка сделать что-то более связанное с традицией. Симон Ушаков – царский иконописец, автор ряда икон: Кикская икона Божией Матери (хранится на Кипре) – есть элемент живоподобия в моделировке формы, но в тактичной мере это возможно, его же образ Спаса Нерукотворного, его же образ "Древо государства Российского" – один из вариантов иконографии русских святых; внизу мы видим образ храма, святитель и князь поливают дерево, оно растет; самое главное на этом древе – Владимирская икона, а на ветвях как плоды – святые, прославленные в Российском государстве, там же стены Кремля – московский акцент. Он же автор традиционной иконы с точки зрения иконографии, но нетрадиционной с т.зр. стилистики Ветхозаветной Троицы: архитектура, пейзаж, трапезы отличаются от Рублевской Троицы. Симон Ушаков пытается стоять очень прочно в традиции.

Но есть в XVII веке и другие примеры иконы Святой Троицы – много деталей.

Изображение преподобных с основанными монастырями и житийными клеймами.

Несение креста в совершенно неиконописной традиции. Пример прямого влияния западной живописи. Гравюра активно проникает сюда и оставляет многие следы. Пример Симона Ушакова показывает, что можно было сохранять традицию вполне стойко даже в стилистике XVII века.

Лицевой Сийский иконописный подлинник (иконописный подлинник – собрание образцов, которые в описательном и изобразительно виде систематизируются, работа началась на Афоне; лицевые – с изображениями, теоретические – описательные).

6.  Деревянное церковное зодчество

Жилое строительство было, в основном, деревянным, поэтому древних примеров мы не имеем, но мы имеем более поздние, которые в силу традиционности могли находиться в традиции.

Видим килевидный объем – бочка, если скрестить – крестчатая бочка, если совмещенные, то называется "куб". Сруб, крестчатая бочка, шатер и купол (снизу вверх элементы одного из деревянных храмов).

4 основных типа деревянных храмов.

1. Храмы клетского типа, как храм прп. Лазаря Муромского самый древний из дошедших до нас (конец XVI века). Самый простой по схеме храм – клетского типа (клеть). Храмы представляют из себя как правило 2 сруба: центральный и алтарный (могут быть с главками), притвор сборный. Формы могут быть разные.

2. Шатровые храмы. Кондакожский Успенский храм (Карелия) – восьмерик на четверике: на квадратном основании восьмигранный барабан, и шатер. Два входа, охватывающие его западную часть. Многие из этих храмов вообще не отапливались. Бывают 2 типа сочетаются: храм клетский, а колокольня шатровая.

3. Ярусные. Конец XVII века, аналогичны тем явлениям, которые мы встретим и в каменном зодчестве.