После Стоглавого Собора был специальный Собор по делу Московского дьяка Висковатого 1554 года, который сомневался в новой иконографии. Сомнения были разрешены тем, что он был отлучен от причастия на 3 года. Но вопросы остались актуальными, он был осужден скорее за форму обращения, а не за суть, и некоторые из его вопросов были разрешены положительно. Большой Московский Собор тоже касался церковного искусства.
Иллюстрация молитвы Отче наш, Великий вход (образ вселенской литургии, где вместо диаконов ангелы).
Живоносный источник. К этому времени вариантов богородичной иконографии становится очень много, что происходит постепенно в результате определенных процессов, которые охватывают всё от Византии и Италии до Руси, но это уже особое качество. В КП был целебный источник, рядом была икона Божией Матери. В сознании людей совместились два этих образа. В одной иконе начинает изображаться Богоматерь и источник т.о., что Богоматерь начинает изображаться как источник.
Неканоничное изображение Новозаветной Троицы.
Изображение VII Вселенского Собора запечатлевается символическим образом.
Изображение креста.
На фоне живописи много темной и иносказательной "догматического содержания" (я не приветствую этот термин, потому что любая икона несет догматическое содержание), скорее аллегорического, есть попытка сделать что-то более связанное с традицией. Симон Ушаков – царский иконописец, автор ряда икон: Кикская икона Божией Матери (хранится на Кипре) – есть элемент живоподобия в моделировке формы, но в тактичной мере это возможно, его же образ Спаса Нерукотворного, его же образ "Древо государства Российского" – один из вариантов иконографии русских святых; внизу мы видим образ храма, святитель и князь поливают дерево, оно растет; самое главное на этом древе – Владимирская икона, а на ветвях как плоды – святые, прославленные в Российском государстве, там же стены Кремля – московский акцент. Он же автор традиционной иконы с точки зрения иконографии, но нетрадиционной с т.зр. стилистики Ветхозаветной Троицы: архитектура, пейзаж, трапезы отличаются от Рублевской Троицы. Симон Ушаков пытается стоять очень прочно в традиции.
Но есть в XVII веке и другие примеры иконы Святой Троицы – много деталей.
Изображение преподобных с основанными монастырями и житийными клеймами.
Несение креста в совершенно неиконописной традиции. Пример прямого влияния западной живописи. Гравюра активно проникает сюда и оставляет многие следы. Пример Симона Ушакова показывает, что можно было сохранять традицию вполне стойко даже в стилистике XVII века.
Лицевой Сийский иконописный подлинник (иконописный подлинник – собрание образцов, которые в описательном и изобразительно виде систематизируются, работа началась на Афоне; лицевые – с изображениями, теоретические – описательные).
Жилое строительство было, в основном, деревянным, поэтому древних примеров мы не имеем, но мы имеем более поздние, которые в силу традиционности могли находиться в традиции.
Видим килевидный объем – бочка, если скрестить – крестчатая бочка, если совмещенные, то называется "куб". Сруб, крестчатая бочка, шатер и купол (снизу вверх элементы одного из деревянных храмов).
4 основных типа деревянных храмов.
1. Храмы клетского типа, как храм прп. Лазаря Муромского самый древний из дошедших до нас (конец XVI века). Самый простой по схеме храм – клетского типа (клеть). Храмы представляют из себя как правило 2 сруба: центральный и алтарный (могут быть с главками), притвор сборный. Формы могут быть разные.
2. Шатровые храмы. Кондакожский Успенский храм (Карелия) – восьмерик на четверике: на квадратном основании восьмигранный барабан, и шатер. Два входа, охватывающие его западную часть. Многие из этих храмов вообще не отапливались. Бывают 2 типа сочетаются: храм клетский, а колокольня шатровая.
3. Ярусные. Конец XVII века, аналогичны тем явлениям, которые мы встретим и в каменном зодчестве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.