Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 25

Ле Карбюзье. Монастырь Ла Туррет во Франции – пример функционалистского решения. Замкнутое здание. Он очень много строил в стиле функционализма. Дома удобные, построенные на ясных рациональных принципах. Он побывал в Советской России: в Москве, во Пскове, увидел древнерусские храмы, на него произвело впечатление церковь Богоявления на Запсковье. Вернувшись, он построил Notre Dame du Eau в Роншане. Мастер рационалист превращается в иррационально мыслящего архитектора.

Его ученик японец Кензо Танге строит кафедральный собор в Токио. Форма креста. от которого расходятся натяжные тросы, на них держатся конструкции храма.

В православной архитектуре больше консервативных начал в ХХ веке, есть очень интересные примеры и православного храмостроительства, оно, в отличие от западного, несет традиционные начала, но чисто стилистически это не всегда то, что нужно. Церковь Ксении в Салониках. Используются современные конструкции, но очень скромно решены. Белградский богословский факультет – домовый храм во дворе. Предельно скромный интерьер.

Храм святого Саввы в Белграде. Строится рядом с маленьким храмом св. Саввы на том месте, где в XVI веке турки сожгли мощи св. Саввы. Очень интересный пример сербско-византийской архитектуры. 4 апсиды под большим куполом. Внешняя оболочка начинает жить в городе, и храм воспринимается и вполне современным, и традиционным: совершен с применением железобетона, но в традиционных формах. Этот храм свидетельствует, что православное храмостроительство не бесперспективно, но для этого нужны социальные условия и на Западе, и у нас.

В самом конце XVII века возникает новое направление – Нарышкинский стиль или Нарышкинское барокко. Это лебединая песня древнерусского зодчества. Очень многие приемы потом были отчасти продолжены в XVIII веке.

Храм Покрова в Филях в Москве. Храм ориентирован вокруг своей вертикальной оси, храм принципиально ярусный. Здесь реанимируется идея "храма под колоколы". Четырехлистник в основе, дальше четверик, потом восьмерик (влияние деревянного зодчества). Сочетание белокаменных деталей и красного кирпича, наличие очень своеобразных белокаменных деталей представляет украшения над карнизами, "петушиные гребешки" – очень декоративный, жизнеутверждающий стиль. Есть ряд других подобных храмов.

Идея вертикализации продолжается в формировании колокольни Новодевичьего монастыря.

Начало XVIII века, петровские реформы, Петр запрещает каменное строительство где-либо, кроме Петербурга, но строительство продолжается, в том числе и согласно старым традициям, особенно в провинции.

Храм в Нижнем Новгороде – настоящий нарышкинский стиль.

15.04.2000

Интересные особенности, связанные с развитием русской и не совсем русской архитектуре на территории Украины и Белоруссии. Интересные темы:

1. Деревянное народное зодчество, особенно в районе Карпат – 4 разных варианта храмов, одни тяготеют к западным вариантам, 5-й вариант – 5-главые храмы, которые связаны со

2. строительством впоследствии каменных храмов в период украинского барокко в XVII веке – как правило 5-главые храмы очень специфической формы.

3. Инкастилированные храмы – превращенные в крепость, сделанные в виде крепости – особенно в Белоруссии, есть католические и православные храмы подобного типа. Как правило, в этих храмах много связано с православной традицией храмостроительства более раннего времени. Под влиянием князя Константина Острожского были построены такого рода храмы, например, Богоявленская церковь в Остроге, это пятиглавые шестистолпные трехапсидные храмы, включенные в оборонительную систему.

Следующая тема – храмы, которые построены чисто под западным влиянием, ренессансные постройки – очень торжественное зодчество, достойное Италии и других мест. Наконец, последняя тема – когда в более позднее время Московская Русь стала влиять на Украину и Белоруссию.