Нецерковное сооружение, но производит впечатление богослужебного здания. Архитектор Палладио – Villa Rotonda Vincentio. Признак перестановки акцентов.
Живопись.
Эпоха раннего Возрождения. Мадонна с младенцем и св. Анной. Довольно статичный образ, навеянный иконным характером.
Изображение западного варианта святой Троицы: Отец, Дух в виде голубя и распятый Спаситель. Это именно западное изображение по своему характеру. Хотя в Византии уже в XI веке появляются такие изображения как единичные примеры, которые давали повод к каноническим запретам.
Давид. Скульптор Донателло. Раннее возрождение. Давид после битвы с Голиафом – спокойный, немужественного вида.
У Давида Микелянжело предельное напряжение в предвкушении битвы – это характеристика позднего Возрождения.
Бернини. Давид – чисто барочный – в момент бросания камня из пращи.
Другие примеры XV века – Богоматерь с младенцев в окружении святых. Раббиата Анжелико – Коронование Марии. Тоже чисто западный сюжет.
Святой Себастьян. Его очень любили изображать художники Возрождения. Он для них во многом – повод показать умение – изображать пейзаж, перспективу и оптическую, и цветовую. Также мастер потрудился в изображении анатомии как главного героя, так и лучников.
Святой Себастьян. Миссино. Мастер помещает мученика в контекст понятной ему действительности – люди в костюмах эпохи Возрождения.
Святой Себастьян Туро.
Филиппино Липпи – Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем, его же изображение в круге – тонда (в архитектуре называется "ротонда").
Филиппино Липпи – поклонение младенцу Христу. То, что Богоматерь поклоняется Младенцу – тоже элементзападной иконографии.
Андрео Монтени? – поклонение пастухов. Богоматерь окружена ангелами. Его же святое Семейство, его же Спаситель, снятый с креста, лежащий во гробе. Он отчасти игнорирует перспективу, чтобы голова была представлена достаточно крупной, даже итальянцы не всегда буквально используют перспективу. Святой Себастьян.
Батичелли. У него много сюжетов в языческую сторону. Возвращение Иудифи, святой Себастьян, поклонение волхвов, алтарь святого Варнавы, тонда Мадонна во славе. Мадонна с книгой, Пиета (оплакивание Спасителя), Рождество (очень жизнерадостная композиция, ангелы танцуют), Благовещение, в котором можно увидеть нечто из арсенала средневекового искусства (благоговейно склонившийся Архангел), но есть проем и пейзаж, который не даст ошибиться, что это эпоха Возрождения.
Три самых выдающихся мастера высокого Возрождения:
Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микелянжело представляют
Леонардо – интеллектуальное, Рафаэль душевное, Микелянжело волевое начало в искусстве.
Леонардо – Мадонна в скалах (очень изящное спокойное изображение, находится в Лувре рядом со Джокондой), Тайная Вечеря в трапезной монастыря Санта Мария де ла Грация (перспектива, над головой Спасителя точки схода линий перспективы, по 3 скомпонованы Апостолы), Мадонна Бенуа и Мадонна Литта.
Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем, стансы: афинская школа – представлены греческие философы, посередине Платон и Аристотель, все сгруппированы по кругу вплоть до юродствующего Диогена, сам Рафаэль тоже поместил себя среди них; святой Георгий, Мадонна (Эрмитаж), Сикстинская Мадонна, рядом святой Сикст и св. Екатерина (о. Сергий Булгаков был на пути к обращению и попал в Дрезден, увидел эту Мадонну, она произвела на него такое впечатление, что он был поражен и обратился, когда через несколько лет он вновь её увидел, уже будучи священником, он удивился, чем она могла его удивить – это изображение, в отличие от иконы, ориентировано на внешнее впечатление, но каком-то смысле она тоже является Откровением).
Микелянжело. Архитектурная работа в капелле Медичей в Флоренции – аллегорические фигуры день и ночь, утро и вечер, наверху Ларенцо Медичи и Джулиана Медичи. Сикстинская капелла в Ватикане с росписями Микелянжело: пророки, сивиллы, Страшный суд, сотворение Адама (2 пальца почти соприкасаются). Святое семейство – более динамичная композиция. Давид перед боем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.