Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 23

Из позднего возрождения Микелянжело. Богоматерь по композиции напоминает статичные средневековые изображения – маньеризм, в нем чувствуется не классическое спокойствие эпохи Возрождения, но напряженность – пролог к будущему Барокко.

Микелянжело де Караваджо. Любит фигуры светом вырывать из тьмы. Очень необычный прием и до сих пор не практиковавшийся.

Венецианское Возрождение имеет свои особенности в архитектуре и живописи. Архитектор Сансовино – по его проекту много сделано в Венеции. Храм св. Марка. Иудифь ......... (Эрмитаж). Тициан тоже венецианский мастер – папа Павел III с двумя племянниками – психологический портрет, который не требует комментария, Саломея, Мадонна с Младенцем, Христос Вседержитель (живопись, но явная тоска по иконному изображению), кающаяся Мария Магдалина (Эрмитаж), Благовещение (интересная работа, немного выбивается из контекста его работ, но является вполне уместной в эпоху позднего Возрождения; один из его учеников грек Доминикос Театокопулос ухватил у него этот эпизод в его творчестве, совершенно фантастически накрученные композиции, и он пошел по этому пути; для учителя же это был лишь эксперимент), Пиета, несение Креста (Эрмитаж), святой Себастьян (последняя его работа, незаконченная, Эрмитаж; он написал лишь фигуру, а вокруг просто набросаны пятна, просто грозовой фон).

Джованни Беллини. Святое Семейство.

........... ............ Святое Семейство. Евангелист Марк (графическое изображение всегда очень мягкое, ближе к живописи по своему характеру – южное, итальянское, католическое). Тайная Вечеря (неустойчивая необычная композиция – стол уходит вдаль, много фигур, контрасты света и тьмы). Рождество. Тайная Вечеря.

Эль Греко. Петр и Павел. Продолжает то, что он заимствовал у Тициана. Благовещение (очень сложная композиция). Апостол Андрей. Погребение графа Оргазо. Внизу его тело, окруженное людьми. Наверху его душа в телесном виде предстает перед Спасителем. Вознесение Божией Матери. Гефсимания (на переднем плане спящие фигуры апостолов).

Замок ............

Собственно протестантское церковное помещение. Символ того, что в архитектуре и живописи начинается новая эпоха, связанная с новой идеологической направленностью.

Вернемся в XV век и посмотрим, как постепенно в северных землях формируется возрожденческое искусство. Базельский мастер: святые отшельники Антоний и Павел (еще похоже на икону), Ганс Албейн? Старший: Успение. Дюрер: аллегорическая гравюра "меланхолия", портрет Филиппа Мелангтона (гравюра), портрет его матери, Адам и Ева (живопись), Апостолы, Поклонение Младенцу, Рождество, Поклонение волхвов.

Лукас Крамер Старший: портрет Лютера

Альбейн Младший: Эразм Роттердамский. Работа, о которой писал Достоевский в своем романе Идиот: мертвый Христос, живописец для натуры брал утопленников, это предел протестантской рационализации.

Флемайский мастер: Богоматерь с Младенцем у камина, с рукомойничком – попытка приручить великое событие, сделать его уютным, домашним, напоминает празднование Рождества и Нового года. Изображение Святой Троицы.

Ян Ван Эйк. Мадонна с канцлером. Изображен в молитве рядом с Богоматерью и Спасителем – запросто сидят вместе. Богоматерь в храмовом интерьере.

Питер Бр......... Младший. Поклонение волхвов: изображает город, людей, бытовые подробности, но самого Младенца и Богоматери нет.

Пейзажи с Бегством в Египет, с Иеронимом, исцеление Иерихонского слепца.

XVII век не относится к эпохе Возрождения. Для XVII века характерно появление барокко – контрреформация – предельный иррационализм с предельно рваным пространство. От слова "баруччи" – "раковина". Наше барокко более садово-парковое, не такое напряженное. В Англии практически нет барокко, во Франции барокко соседствует с классицизмом.