Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 12

Три отрока в пещи огненной.

Гостеприимство Авраама. Ветхозаветный вариант Троицы, дорублевский этап, ещё не приобрело доминирование исторического момента – собственно гостеприимство Авраама и Сарры.

Образ Покрова Божией Матери – XV-XVI века. Здесь есть не только люди из Влахернского храма, здесь есть празднуемый в то число Роман Сладкопевец и другие.

Пророк Даниил.

Преображение XV век. Время соответствует эпохе поздневизантийской, когда мы часто имеем уже какие-то элементы паламитского богословия. Насколько по-разному даже этот образ может быть интерпретирован. На Руси этот сюжет осмысливается очень мягко, в новгородских пропорциях, в отличие от напряжения Византии.

Преображение. Контрастное противопоставление предыдущей. Очень динамична, очень напряжена. Поздневизантийское вошло сюда очень хорошо и особенно зазвучало. Эта икона связана с традицией Феофана Грека, что дает нам повод поговорить о начале "золотого века" в истории русского церковного изобразительного искусства, который и осуществился с конца XIV – начала XV века, и с прп. Андрея Рублева начнется новая эпоха в истории русского церковного искусства.

3.1  Феофан Грек и Андрей Рублев

Феофан Грек. Очень многие даты, к сожалению, остаются гипотетическими, потому что мы не знаем всего точно, но это укладывается в условную схему их деятельности.

Родился около 1335 года. Научившись своему мастерству, долгое время работал в КП, Халкидоне, Галатии – не дольше, чем до 1378 года – жесткая и определенная дата – работа его в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

До 1390 работает в Нижнем Новгороде.

В 1390 году появляется в Москве. Работал и в близлежащих городах. Коломна 1392 года. Иоанна Предтечи, Донская икона Божией Матери и Успение Божией Матери – три его иконы того периода, последняя, может быть, принадлежит одному из его учеников.

1395 год – роспись церкви Рождества Богородицы в Москве.

1390-е годы работает над миниатюрами – инициалы для Евангелия Федора Кошки.

В 1393 году работает в Спасо-Преображенском соборе в Переславле Залесском, где крестили св. Александра Невского. С этим храмом связывается икона Преображения.

1405 год – работа в Благовещенском соборе Кремля – иконы в иконостасе. Это иконостас не того храма, который построили в конце XV века, а трехрядный иконостас раннего времени. Там работы 3‑х иконописцев.

1405-1415 ничего не знаем о Феофане, умирает он около 1415 года.

Родился около 1360 года в средней полосе России.

С 1370 по 90-е годы учился и работа в дружине московских художников. Успел принять монашество с именем Андрея и жил в Спасо-Андронниковом монастыре под Москвой на Вязьме.

1405 год – работа с Феофаном и Прохором в Благовещенском соборе Кремля

1408 год – очень плодотворный для прп. Андрея – работы с его соратником и другом Даниилом Черным над фресками и иконами в Успенском соборе Владимира – московские князья пытаются облагородить древние памятники церковного искусства и укрепляют свои династические права. Предположительно в этом году возникает знаменитый Звенигородский чин.

1422-27 годы – работы вместе с Даниилом Черным над иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Наиболее выдающаяся работа – Святая Троица. Об этой иконе мы можем говорить как об абсолютно достоверной его работе, а всё остальное – натяжки. Но его рука настолько отличается от всего остального, что это очевидно, что это его работы, но только об иконе Троицы мы говорим на основании документов.

Последние 3 года 1427-30 – работа над росписью в Спасском соборе Спасо-Андронникова монастыря. 29 января 1430 года скончался и погребен в Спасо-Андронниковом монастыре, мощи находятся там же под спудом (есть сведения, что его глава находится у какого-то батюшки).

1988 год канонизирован. Здесь было очень мало количественно условий канонизации, но основные есть, и канонизация обусловлена даже с формальной точки зрения.

3.2  О работах прп. Феофана Грека и прп. Андрея Рублева