Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 27

Основана Петропавловская крепость, в ней построен деревянный храм. С основанием крепости начинается строительство Петербурга, и строится деревянный Петропавловский храм, где впоследствии будет построен Петропавловский каменный собор. Структура с высокой башней больше напоминает принципы построения храмов Северной Европы (в частности, Германии). По внутреннему убранству храм имеет признаки католического храма, но это православный храм с православным иконостасом, архитектор Доминико Трезини швейцарский итальянец – католик, староста католического прихода в СПб. Храм начали строить с колокольни, поэтому первые умершие родственники Петра построены под колокольней. Остальные похоронены здесь, кроме Петра II, умершего в Москве. Крепость оказалась в центре города – это прием русского градостроительства, потому что в традициях западного градостроительства крепость или замок не находится в теле города, а сбоку, они как бы противостоят друг другу как два начала (в Таллинне). Неслучайно план, предложенный западным архитектором, был отвергнут, и город строился иначе. Центр был в разных местах города, и фактически центром стала акватория Невы. Огромное значение имеет ритм внутренних пространств города, как и в других русских городах, и в этом ритме важны доминанты храмов. Река оказывается тоже включенной в ритм пространств, и она не является провалом в ритме города, а вполне закономерной паузой в ритме города. Особенно это стало явно с завершением строительства стрелки Васильевского острова с биржей.

Пантелеимоновский храм. Очень характерная для петровского времени постройка. Есть колокольня и глава, не противоречит структуре храмов допетровского времени. Этот стиль называется "петровское барокко" – ориентирован на Голландию, очень скромный. Церковь Симеона и Анны – сохраняется в более точном виде структура допетровского времени: алтарь, храм, восьмерик, трапезная и колокольня. Архитектор Земцев. Александро-Невская Лавра. За исключением Троицкого Собора (классицизм), остальные сооружения построены в барочном характере, здесь тоже потрудился Трезини и другие (Расторгуев и др.). Некоторые черты напоминают нарышкинский стиль: сочетание белого и красного, центрическая форма (деревохранилище и ризница по углам каре). 730-е архитектор Земцев строит храм Рождества Богородицы на Невском проспекте, где впоследствии будет Казанский собор.

Время идет, возвращается пятиглавие. Николо-Богоявленский собор в СПб – пятиглавый храм, имеющий четкую структуру, крестообразный, несет в себе черты более пышного барокко, чем барокко петровского времени, но это тоже не барокко контрреформации или итальянское или французское, или испанское, или немецкое – это чисто русское барокко, связанное с парковой архитектурой, очень спокойное, никакой рваности пространства, иррациональности. Очень изящная колокольня. Колокольня в Троице-Сергиевой Лавре – тоже это время.

Эпоха Екатерины. Барокко, затем классицизм. Андреевский собор в Киеве (Растрелли), Успенский собор в Смоленске – пятиглавый, барочный, но своеобразный. Академия Художеств в СПб – ранний классицизм. Фельтер – лютеранская церковь Екатерининская на Большом пр. В.О. Инославные храмы достаточно важное место занимают в архитектуре города, особенно в Невском проспекте. Чесменская церковь построена в романтическом псевдоготическом духе (архитектор Фельтер). Архитектор Львов (конец XVIII века) чистый классицист, не принимал участия ни в каких масонских ложах. "Кулич и Пасха" – Троицкий храм на левом берегу Невы. Тоже некая дань романтизма. Основной храм – ротонда. Екатерининский храм на Валдае. Троицкий собор Александро-Невской Лавры архитектор Стасов. Достаточно большой храм. В нем очень много влияния западного зодчества, несмотря на то, что архитектор русский. В плане скорее можно узнать итальянский храм эпохи раннего классицизма. Достаточно строгое построение, характерное для строгого классицизма.