Процесс стал распространяться в другие земли, и мы можем говорить, что даже и владимиро-суздальское консервативное зодчество приняло в себя тенденции, связанные со своеобразным храмостроительством с повышенными частями.
Среди памятников Владимиро-Суздальской земли можем увидеть некоторые вещи, связанные с этой традицией. Княжество уже разделилось на Ростово-Ярославское и Суздальско-Нижегородское, и стала развиваться разная техника. Один из храмов – Георгиевский храм. Владимирское зодчество тоже достаточно консервативно, как и Новгородское. Судя по форме этого храма можно сказать, что он был с более изящным вертикальным завершением. Князь Святослав "сам бе мастер" – видимо, активно принимал участие в строительстве храма. Сейчас он не так изящно выглядит. Храм был разрушен, и в XV веке московскими великими князьями был реконструирован. Реконструкция далеко ненаучна, это одновременно памятник начала XIII века и начала XV века. Храм перебрали и заново сложили в представлениях московского времени о владимирском зодчестве. Есть предположение, что этот храм имел формы, которые его роднят с преждеупомянутыми храмами. Интересно, что огромное количество резьбы на фасадах храма. Это продолжение идеи, осуществленной во владимирском зодчестве более раннего времени. Письменное свидетельство говорит о том, как появилась ковровая затканность узорами: у мастеров были на руках ткани из Индии и др., поэтому много появилось интересных вещей вплоть до слонов. Есть архитектурно-колончатый пояс, представляет своего рода иконостас, среди них и св. Георгий, покровитель храма.
Храм Рождества Богородицы в Суздале.
Тоже довольно сильно переделан, поэтому сильно отличается от первоначального вида. Здесь есть переделки и XVI века. Храм возведен в начале XIII века, от этого периода осталась его нижняя часть с притворами, а верхняя часть была довольно сильно изменена. Есть под ним фундамент ещё более старого храма XII века. Кувшины-голосники, горлышком открывались вовнутрь храма:
- облегчали своды;
- создавали преимущества акустического характера.
В результате хорошая акустика в древнерусских храмах, отчасти обусловленная и наличием голосников.
В середине XIII века строительство почти сворачивается, но в Новгороде строительства будет потихоньку продолжаться, в конце XIII века будет построен храм. В Ростове Великом также строительство немного продолжалось. Даже при тяжелых условиях XIII века строительство проводилось. Но раньше всех оправился Новгород, и новгородская земля явила продолжение традиций, затем Москва продолжила владимирские традиции, а затем и общерусские.
Спас на Ильине в Новгороде.
Скатная кровля – более позднее время. А в остальном – 2-я половина XIV века. Очень интересно, что здесь потрудился в росписи Феофан Грек. На месте этого храма в XII веке стоял другой храм, где была икона "Знамение", впоследствии для этой иконы был построен Знаменский храм и монастырь. Когда строился храм Спаса на Ильине, для иконы "Знамение" отдельного храма не было, поэтому она с этим храмом также связана. Здесь – продолжение новгородского зодчества. Храмы стали более декоративными, но есть вещи, которые сохранились: одна апсида, трехлопастное завершение.
Феодора Стратилата-на-Ручью в Новгороде.
Отреставрирован лучше – трехлопастное завершение. Интересный портал со стрельчатым завершением, в чем может быть усмотрено и европейское готическое влияние. Святитель Евфимий Новгородский в следующем веке сделает зал в готическом вкусе, сделанном западными мастерами, сохранился по сей день: "Евфимиевы палаты".
Спаса-на-Ковалеве.
Другой вариант решения, почти ровные позакомарные завершения, три разных притвора, в одном из них находится звонница. Притворы симметричные, создают динамичную композицию. Реставраторы дерзнули не делать обмазку стен, а оставили с открытой кладкой, что было свойственно многим храмам, может быть, так это и делали. Толстой штукатурки точено не делали, а была ли белая обмазка, неизвестно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.