Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 14

В древности, если иудеи говорили об Ангеле Господнем и двух Ангелах, его сопровождавших, то раннехристианские авторы толковали: Христос и два ангела. Т.к. эти два символизируют присутствие других ипостасей. Незримая ипостась Бога Отца присутствует здесь, и это символизируется одним из ангелов, а другой ангел символизирует Духа Святого, и это не противоречит тому толкованию, что Христос во плоти, Он имеет антропоморфные черты. Средний Ангел имеет клав – царственную золотую ленту на плече. Мы видим повороты голов. Сзади 3 изображения за главами: домик, деревце и холм. Дом – образ божественного домостроительства, дерево – образ крестного древа, горка – восхождение горе,.

На трапезе в центре спереди – некое отверстие. В древнерусских храмах сзади в престолах находилось отверстие, куда вкладывались священные сосуды. Говорят, что на Западной Украине эта традиция сохранилась по сей день. Получается, что мы смотрим на престол с горнего места, и это – как бы ангелы, сослужащие Христу. Это сослужение Вселенской Литургии.

У всех трех ангелов чистые нимбы, но это скорее всего результат реставрации, как и крышка стола. Иван Грозный впоследствии задаст 2 вопроса Стоглаву: один из них: как правильно изображать Ангелов: всех ли троих с крестчатыми, или только центральными. Собор ответит, что правильнее всех троих. Более древние изображения чаще всего с одним крестчатым нимбом. Всякое антропоморфное изображение, связанное с Богом, воспринимается через призму Боговоплощения, хотя словесно мы это видим и по отношению к другим ипостасям "руце твои", "десница твоя", но они не всегда изображаются. В данном случае можно сказать, что в Отечестве и у Отца, и Сына крестчатый нимб, и это – не смешение ипостасей (см. выше). Можно предполагать, что здесь могло быть и 3, и 1 нимб.

Школа Рублева.

Икона Рождества Христова – написана после того, как Русь узнала прп. Андрея, и его приемы стали распространяться в Московской школе иконописи. Жены Мироносицы – видно, что не рублевская рука, но это мягче, чем то, что было на Руси до того. Воскрешение Лазаря. Образ Святой Троицы – попытка воспроизвести рядовым мастером образа руки прп. Андрея.

Не так всё просто с т.зр. распространения новой стилистики. Ещё остается консервативная новгородская школа, но есть и более локальные школы. Тверская школа. Очень близко к Москве. XV век, влияния рублевской живописи не чувствуется: св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст. Если характеризовать одним словом: более графичный, суше, чем московская иконопись, не так использует локальный цвет, как новгородская, но сильно использует графическое начало. Большое значение имеют белые пробела – поздневизантийский элемент. Икона Божией Матери – как будто резчик работал резцом – за счет пробелов и своеобразного графического решения. Святителя Алексия – тверская, но больше похожа на московскую. Тверское изображение Пантократора – вопрос, на что оно больше ориентируется: на Московскую или на КП образцы? В Византии тоже есть изнутри светоносные иконы. Не исключено, что Тверь считала единственной столицей над собой КП, а не Москву. Есть деревянное резное изображение.

3.3  Дионисий

"Золотой век" русского изобразительного церковного искусства имеет конец – это конец XVI века. Мастер Дионисий – мирской человек, активно работавший для Церкви. Человек состоятельный, мог позволить себе роскошь не брать денег за свою работу. После него традиция светских иконописцев стала нормальной. Он вобрал в себя традиции всех древнерусских икон. При передаче ликов мы видим ту мягкость, которая является достижением Московской школы. А в общем колористическом отношении у него общерусские черты, свойственные в т.м. новгородской школы. Григорий Богослов. Очень любит белый цвет с темным рисунком, особенно в изображениях святителей. Знаменитая икона с изображением св. Алексия, м. Московского. Легко узнаваемая дионисиевская стилистика. Плоскостность иконы достигает у него определенного этапа – принципиально плоскостная, но декоративная, контрастная. По бокам – клейма. Сошествие во ад – скорее его мастерская, чем он сам. Архангел – интересно сопоставить с рублевскими изображениями из Владимирского Успенского Собора – видна преемственность. Распятие.