Бернини – скульптор, архитектор и художник. Королевская лестница в Ватикане – лестница сужается вверх, и пары колонн сужаются, и ощущение, что лестница глубже, чем она есть. Сант Андреа ал Квиринале. Колоннада собора св. Петра. Сень над подкупольным престолом св.ап. Петра. В апсиде "кафедра Петра". Скульптура сотник Лонгин. Давид – в самый напряженный момент бросания камня.
Баранини – церковь св. Карла у фонтанов, церковь св. Троицы на Испанской площади в Риме.
Живопись XVII века.
Рубенс: Тайная вечеря.
Есть мастера, которые в XVII веке не умудряются войти ни в какой из стилей. Власкис и Рембрандт.
Рембрандт: Давид и Ионафан, святое Семейство, блудный сын.
В это же время в Голландии есть и другая живопись, продолжающая старые традиции.
Француз XVII века, который плохо вписывается в рамки – Жорж де ла Тур: продажа первородства за чечевичную похлебку, Иосиф плотник, блж. Иероним (использует метод Караваджо – вырывание фигур из темноты).
Французский классицист .................: Зима или Потоп, избиение младенцев, отдых на пути в Египет (полностью вписывается в классическое направление), снятие с креста (есть некоторые барочные мотивы напряженности).
Англия, XVII век, английский классицизм – храм ап. Павла в Лондоне, один из крупнейших храмов в мире.
В контраст ему храм середины XVIII века в Мюнхене – типично барочная церковь, испещренная всякими деталями. Уже накануне своего бытия барокко превращается в стиль рококо (еще более барочное, с кривыми поверхностями, особенно в мебели).
Французский классицизм. Париж, Пантеон. Усыпальница деятелей французской культуры. Дворец инвалидов – высокий классицизм, построен для ветеранов наполеоновских войн. В центре находится храм, который, в отличие от Пантеона, используется как храм, является гробницей Наполеона.
XIX век. Берлин, кафедральный лютеранский собор. Архитектура за пределами чистого классицизма – уже переход к стилю эклектики – реминисценция по поводу старых форм, их компоновка. В этом есть легкий романтизм (хотя романтизм как направление – это очень четко XVIII век или модерн, когда национальные мотивы проникают в модерн). Сакре Кёр – псевдороманский храм, ориентируется на южно-французские образцы, в чем-то на Византию, базилика, храм с куполами. В Марселе Нотр Дам де ла Гард (что-то вроде Покрова), покровительствует морякам, в храме много моделей кораблей в память о спасении от кораблекрушений, по стилистике не классическое сооружение: что-то от Византии, от романтики, что-то от мусульманского зодчества. Кафедральный собор Марселя тоже примерно того же время.
Эпоха модерна. Классические формы напрочь отходят на второй план, Антонио Гауди храм в Барселоне – по мотивам готических храмов, но совершенно новое сооружение, испанский долгострой, строят в течение многих десятилетий, и каждый новый приходящий строитель вносит что-то свое, и до конца еще далеко.
В начале ХХ века, наряду с движением модерна стало возникать и более сухое, рациональное отношение к архитектуре, и стали возникать формы как храм архитектора Вальма – какие-то романские воспоминания.
Святого Павла в Ливерпуле 1922 год – простые рациональные формы. На Западе в ХХ веке начинается распространяться функционализм (в советское время назывался конструктивизм – большие дома культуры, жилые дома), это были маленькие особняки и храмы.
Американский архитектор Райт, которому была свойственна органическая архитектура – чтобы органично сливались с природой – унитарианская церковь. Синагога в Пенсильвании его же. Шестигранная форма. Его же греко-пресвитерианская церковь в Милуоке (похожа на летающую тарелку).
Людвиг Деррое – выходец из Европы. Церковь Массачусецкого технологического института. С его именем связаны также многие американские небоскребы из стекла и бетона. Для него небоскребы были продолжением идеи готической устремленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.