Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 4

Успенский храм Успенского монастыря в Ладоге. Первая супруга Петра Великого Евдокия Лопухина была пострижена в Успенский монастырь. Монастырь ныне – интернат для ненормальных детей. До недавнего времени перед храмом стоял маленький серебряный (покрашенный серебряной краской) памятничек Володе Ульянову (интересна параллель с использованием этого монастыря). В храме также западная пилястра шире восточной. Именно в Ладоге сформировалось то, что называется новгородским зодчеством.

Артель возвращается в Новгород и строит храм Петра и Павла (ныне на кладбище) и самый знаменитый новгородский храм – церковь Спаса-на-Нередице. К сожалению, был жутко разрушен во время войны, здесь почти ничего не осталось, но реставраторы вновь сделали архитектурную часть. Сохранились фотографии, обмеры, и архитектурная часть восстановлена. Маленькие апсиды они сделали пониже.

Галицко-Волынская школа.

Начало XIII века храм святого Пантелеимона в Галиче – это единственный пример домонгольского храма в Галицкой Руси – и то потому, что убрали сверху главу – похож на базилику. Но по нему одному делать выводы о галицкой школе трудно. Всё же остальное было уничтожено. Галицкие князья обратились за помощью к мастерам, по-видимому, из Польши, ибо у них были плохие отношения с Киевом. Они строят здесь прекрасные храмы – основной тип храма сохраняется русский. 600 лет эта земля находится под иноземным и иноверным владычеством, и все православные храмы XIII века за исключением пантелеимоновского были уничтожены. Это белокаменные храмы с изящными полуколонками, с перспективными сужающимися порталами. Пути как узнать неизвестные страницы: а) Галицко-Волынская; б) Владимиро-Суздальская архитектура – там тогда строили галицкие мастера.

Андрей Боголюбский сделал еще более непатриотичный шаг – пригласил германских мастеров, которые были обучены тесаной белокаменной технике, и они создали множество вещей.

1. Боголюбский городок. Храм + переходные устройства в дворец и на стену. Со стены открывался вид реки, где в 2-х км. от этого места построен замечательный Покровский храм. Построен храм в городке в стиле владимирского зодчества, не сохранился. Интересно, что колонки сделаны не только там, где их видно, но и со стороны пристройки, где их не видно – другое отношение мастеров к этому делу. Снаружи обнаруживает себя романская архитектура. Внутри можно увидеть что-то от древнего храма. Опорные столбы были круглыми – единственное исключение в домонгольском храме.

2. Храм Покрова на Нерли – первый Покровский храм на свете. Он известен как изящный храм, но мы видим дверь снаружи, что говорит о том, что возможно были вокруг галереи. Также вокруг найден фундамент большего объема, чем современный храм. Изящный полуколонки с масками и резными элементами, внизу типичный романский сужающийся портал. Вверху изображен Давид или Соломон, окруженный разными непонятными существами – это мотивы 103 псалма. Князь Евгений Трубецкой очень красивые слова написал об этой резьбе (Три очерка о русской иконе. Имка-Пресс, с.38-39).

3. Успенский кафедральный храм во Владимире.

При Андрее Боголюбском он был обычным 6-столпным, а потом храм был расширен и приобрел 5-главие.

19.02.2000

2.  Русское зодчество конца XII-XIII века

Ключевым моментом является создание храма в Ефросиниевском монастыре в Полоцке. Накануне татарского нашествия Русь пока политически не соединилась, но духовно явно возникла консолидация, которая отразилась и в церковном зодчестве. Далеко не всё сохранилось, многое пришлось реставрировать, многое здесь гипотетично. Впоследствии в московском зодчестве это найдет своё интегрированное выражение и будет развиваться в последующие века. В предмонгольский этап сложилось что-то важное в русском зодчестве, что мы и попытаемся увидеть.