Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 13

Храм Спаса на Ильине в Новгороде: Пантократор, Троица – монохромная живопись.

Икона Преображения (говорили выше).

Икона Иоанна Предтечи (коломенский период). Своеобразная манера письма, всё как бы чуть-чуть плывет, получается обобщенно. Четырехчастная икона. Успение Божией Матери – считается, что принадлежит одному из его учеников. Донская – новый вариант иконографии Умиление, отличная от Владимирская, является следствие процессов, которые происходят в средиземноморском мире в плане поиска вариантов иконографии. Работы как книжного миниатюриста.

Из Благовещенского собора Кремля. Воскрешение Лазаря. Спас из Звенигородского чина. Звен. чин – ряд икон, который был написан для храма Успения на Городке Звенигорода, и чудом обнаружены эти иконы, которые были в неприглядном состоянии. Об этой иконе рассказывают неприглядную весть – как мостик через речку. Здесь применен один из вариантов реставрационных работ – метод фрагментаризации, это возможно, когда очень много сохранилось подлинного авторского слоя на важнейших местах – реставраторы дерзновенно отбрасывают всё более позднее (или переносят на другую основу). Нельзя было бы также отреставрировать икону Святой Троицы, потому что там – не один лик, а целая композиция, если оставить только подлинные фрагменты, это было бы не в цельном. Мастера подгоняли более поздние слои к подлинным цветам.

Спас из Звен. чина. Ни в одном изображении до этого не было достигнуто такой глубины при очень тонком сочетании тональном, лик пронизан светом, что происходит от паламитского богословия, но совершенно не такова, как это в большей части византийских икон – мягкий, изнутри светящийся образ. То, что достигнуто прп. Андреем, станет достоянием Московской школы, а потом и всей русской иконописи.

Из Звен. чина ап. Павел. В отличие от новгородских икон, здесь намного тоньше соотношение цветов. Их нельзя назвать локальным цветом, как это в новгородской живописи. Цвета очень нежные, аккуратные, соотнесенные друг с другом.

Владимирская икона – список с той знаменитой, но переданный более мягко, не в том характере, как это было в иконе XI века. Стилистика совсем другая.

Апостол Павел. Из владимирских памятников.

Сретение. Интересные моменты пространства в иконе. Сень над престолом, обрывающаяся колонна за главой Симеона, и она не доходит до низа – Спаситель и над престолом, и в руках Симеона.

Ряд сохранившихся фрагментов фресок.

Миниатюра Евангелие Хитрово (по имени владельца). Живопись чуть более отточенная, это просто свойства миниатюры.

Троица. Самая знаменитая из всех древнерусских икон.

Икона обрела свою вторую жизнь в ХХ веке, когда её расчистили после революции, и до революции доработали. Здесь есть спорные моменты, и скептически настроенные головы говорят, что от Рублева здесь мало что осталось. Реставраторам приходилось часто не убирать поздние слои, если под ними не осталось подлинных, а восстановить по авторским моментам. Стол, кроме чаши, ничего не имеет – там всё расчищено до грунта. По более поздним изображениям мы знаем, что там есть обильная трапеза: морковки и др., треугольнички, напоминающие частицы, вынутые из просфоры. М.б. здесь что-то было, но реставраторы в идеалистическом порыве оставили только чашу и тельца.

Каковы достижения собственно прп. Андрея? Сюжет гостеприимства Авраама превращается в иконографию Святой Троицы, которая впоследствии на Стоглавом Соборе была представлена как образец для подражания. Стоглавый и Большой Московский соборы говорят о непререкаемом авторитете прп. Андрея.

Кто есть Кто? Можно ли здесь каждого ангела соотносить с ипостасями или это неправомочно? Толкований может быть много, и иногда бывают крайности. Успенский просто пишет: как в Символе веры, так и здесь мы можем говорить слева направо о каждой ипостаси. Это не единственная интерпретация, но она находит наибольшее число подтверждений.