Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 10

Есть вещи, о которых можно спорить, насколько это оригинальные вещи. Например, Киево-Печерская икона. Богоматерь на троне – это не неизвестная для Греции и итало-византийской школы иконография, но именно с Антонием и Феодосием – специфически русская иконография. Эта икона, видимо, близка ко времени жизни преподобных. Также можно говорить о последствии появления новых вариантов изводов икон Божией Матери, которые восходят к основным типам (Одигитрия, Умиление, Оранта). Особенно в XVI-XVII веке возникает много вариантов иконографии, которые связаны с привнесением аллегорических начал.

3. Стилистика. Икона русская имеет отличия. В русской живописи есть масса школ. Наиболее известные: Московская и Новгородская. Начнем с ранних образцов. Это иконы разного уровня и далеко это не всегда высочайшие шедевры, потому что это ещё ученический период; некоторые иконы сделаны простодушно, хотя они интересны как памятники своего времени и благоговейно написанные и хранимые святыни. Но даже в самый ранний период есть очень сильные и наполненные содержанием иконы. Древнерусские иконы обычно отличаются такой особенностью: выразительные лики с крупными подчеркнутыми чертами лица, некоторые части могут быть подчеркнуты даже красным – так просто и неожиданно. Это придаёт живость русской иконе. Впоследствии для русской иконы в целом характерно то, что икона становится более плоскостной, но эта плоскостность не является неумением передать объем, ибо другая задача – быть частью литургического пространства храма или частью этого храма, перенесенного в дом. Икона должна раскрывать не глубину этого пространства, а открываться вперед: обратная перспектива и др. Складывается традиция внимательного бережного икона ко всей плоскости иконы. Икона воспринимается плоскостно с особенным отношением к пространству, в связи с чем большое значение контура – становится более отточенным, замкнутым и конкретным. Цвет в Новгородской школы – очень яркие локальные цвета, для Московской школы менее характерно. Она приобретает несколько декоративный и в связи с этим приобретает радостный характер – благодаря контрастам, сочетанию цветов, иногда даже белого, черного и красного.

Изменения, происходящие в византийском искусстве, не могут не отражаться на русском. В поздневизантийский период – черты паламитского богословия – цвет при Феофане Греке играл большое значение, и Андрей Рублев сумеет этот резкий свет сделать светом, светящимся изнутри, и с этих пор московская школа становится особенной, влияющей на все остальные школы.

Слайды:

XI век – каменная резная икона из Тмутаракани – святой князь Глеб, в крещении Давид.

Крест-мощевик – из разных материалов.

Подвески – прикладное искусство + маленькие иконки.

Барельефы из дарохранительницы Новгородского Софийского собор – символическая модель храма Гроба Господня.

Владимирская икона Божией Матери. Одна из величайших святынь Русской Церкви. К византийской живописи относится зона ликов и ручка Спасителя за шеей Божией Матери. Всё остальное – так или иначе поновленное, дописанное на Руси, и эта икона одновременно является памятником и византийской, и русской живописи. Это делалось кропотливо и аккуратно, но всё равно на Руси.

Св. Георгий. Византийская икона на русской почве, находится в Успенском Соборе Московского кремля.

Апостолы Петр и Павел (Новгородский музей).

Ангел "Златые Власы" – собственно русская икона XII века. Особенности: выразительные крупные черты лица, глаза, очерченный темный лик, золотые штрихи, которые украшают волосы.

Устюжское Благовещение. Начинают складываться характерные черты русской иконы.

Спас Нерукотворный XII века. Меньше всего это ученическая икона, она сделана просто, но сильно и мастерски.

Святой Димитрий Солунский мозаика XII века из Михайловского монастыря (разрушен в 30-е годы).

Богоматерь Умиление. Рубеж XII-XIII веков. Простодушно, просто решенная. Просто вопрос решался с цветом. Трудно однозначно говорить, как это было, но смелое цветовое решение в одеждах Божией Матери здесь есть.