В живописной традиции происходит нечто подобное, что происходило на Руси, только более быстрыми темпами – переход от иконной традиции к живописи со светским налетом – в Белоруссии меньше, на Украине больше.
4 типа украинских храмов. Все состоят: алтарь, неф, притвор. Типы: ху,стский тип (деревянная кровля, высокая мощная колокольня над притвором), ле,мковский (трехчастный: над притвором колокольня, над средней частью купол поменьше, над алтарем ещё меньше, доминанта – западная часть с колокольней), бо,йковский (3 главы, и центральная доминантная, влияние более традиционной православной архитектуры) и гуцу,йский (похож на 3-й, но видна в профиль одна глава, зато в плане крестообразная форма, и купол находится в середине). Из последнего выходит 5-й вариант храма, если над каждой из ветвей креста расположить по куполу – 5-главый храм. Бывают не вполне четко вписывающийся в конкретный тип храмы.
Каменное украинское пятиглавие – Успенский собор в Новгороде Северском и Екатерининская церковь в Чернигове (это уже эпоха украинского барокко). Георгиевский собор Выдубецкого монастыря в Киеве. Все главы настоящие.
Успенская церковь во Львове – XVII века, ренессансное здание. Сочетает в себе всё сразу: трехчастное построение храма, как в народном деревянном зодчестве, есть ренессанс в стилистике, и некое подобие крестовокупольного храма 4-столпный (или 8-столпный). Эта церковь была одним из трех центров на Украине, которые дольше всего хранили Православие и не были отданы при австрийцах насильно униатам (кроме этого Острог и Манявский скит). При этой церкви был Ставропигийский институт (подчинялся КП), культурны православный центр, где Иван Федоров занимался первопечатанием.
Троицкий собор в Чернигове – традиции западного зодчества, но они как бы накладываются на более традиционную крестово-купольную структуру.
В Путивле Спасо-Преображенский собор XVII века – типично московское влияние.
Икона XIV века св. Георгия – ещё икона. Позже бывают в народном исполнении иконные образы. Далее уже реалистическое искусство. Много скульптурной резьбы. Народный лубок XIX века – бегство в Египет (та чехарда в отношении церковной жизни в каноническом плане не могла не отразиться на характере народного искусства; как бы ни были наши северные иконы просты и прямолинейны, но они сохраняли благоговение). Характерен тисненый фон.
Белорусское изобразительное искусство – более стойко сохраняется иконописная традиция. Характерен тисненый фон, как на украинских иконах. Но есть и более живописные изображения, но реже, чем на Украине.
Достаточно четко можно разделить на эпохи, связанные с правлением того или иного монарха и с архитектурно-художественными стилями, аналогичными известным на Западе, но в России они приобретали свои особенные формы. Много связано с Петербургом. Было запрещено каменное строительство по всей стране, кроме Петербурга, в провинции правда нарушали этот указ и строили чаще в нарышкинском стиле. Петербург, правда, тоже не настолько западный город, ибо в нем сохраняются черты, которые свойственны русскому храмостроительству.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.