Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 9

В Пскове тоже есть бесстолпные храмы, но строились они не так. Если проследить эволюцию псковских конструкций, то можно предположить с большой степенью вероятности, что крещатый свод – венец развития псковских бесстолпных храмов.

Мы заканчиваем определенную эпоху формирования русского зодчества. Параллельно этому этапу поговорим о русской живописи, иконописи. То и другое, завершаясь в начале XVI века, завершают "золотой век" русского искусства, а XVI-XVII века – новое слово в русском зодчестве и русском изобразительном искусстве.

25.03.2000

3.  Ранние русские иконы

От самого раннего периода христианизации у нас, к сожалению, нет моленных икон, а от чуть более позднего периода – много икон; но это не значит, что икон тогда не было. От XII века осталось описание икон Пантелеимоновского Русского монастыря – большое число икон было в монастыре.

Так случилось, что те наиболее ранние иконы, которые у нас есть (XI) – чисто византийского происхождения. Другое дело, что они приобрели здесь новую Родину, их здесь поновляли, и в этом поновлении происходило творческое соучастие русских мастеров в жизни этой иконы.

Есть и собственно русские иконы, но принято считать, что с XII века. XII век дает собственно русские иконы. Есть мнения, что образ Печерской иконы Божией Матери, о котором свидетельства относятся к XIII веку, есть предположения, что она может быть XI века. Если суммировать то, что осталось от домонгольского времени, это совсем немного икон. Если мы будем говорить о XII и XIII веках, то это порядка 30 икон. Для Руси это немного, но так сложилось, что до нас дошли как памятники небольшое количество.

Какие выводы мы можем сделать, изучая эти иконы, и какие предварительные соображения мы можем сделать, сравнивая русскую иконопись с византийскими традициями? С одной стороны, русская иконы – прямое и ясное продолжение византийской традиции, тем более, что большинство икон и в ранний, и в более поздний период, связано с кругом или Византии, или Балкан, или даже к грекам в Италии.

1. О технике. Русская икона перенимает те традиции, которые сформировались на территории распространения византийской культуры, и принята традиция темперной живописи на доске, которая продолжает совершенствоваться. Общие принципы остаются теми же самыми. Процесс написания иконы мы можем воспринимать как своего рода священное действие, которое состоит из определенных этапов. Неслучайно в древности иконы не благословляли тем чином, какой используется сейчас, ибо считали, что первообраз освящает икону. Этапы изготовления:

- изготовление доски

- наклеивание материала

- изготовление грунта

- нанесение рисунка – перенос на иконную доску прориси, которая передается из поколение в поколение и которая может варьироваться; за основу берутся традиционные прориси, которые передавались на прогрунтованных таблетках

- золочение (если есть золочение) – это образ божественного присутствия

- икона раскрывается? определенными тонами фиксируются большие пятна, затем от более общего к более частному и важному: пейзаж, архитектура, одежда, лики и руки, надписание; надписание – точка, которая ставит всё на свои места.

- более мелкое золочение

- покрывается олифой – прокипяченным растительным маслом – защитным слоем иконы; этот слой со временем темнеет, чем вызывает потребность делать в иконе поновления, и икона часто приобретает множество слоев, и к концу XIX века доходили множество слоев; на рубеже XIX-XX веков научились открывать древние слои, производя "археологические раскопки".

2. Иконография. Русская икона дарит миру свои особенности. Если канонизируются новые русские святые, появляются их изображения. Первые русские святые – Борис и Глеб, их иконы были распространены на Руси, даже в Софии КП была их икона. Покров Божией Матери. В основе лежит событие византийской истории, но оно именно в русской интерпретации приобрело то звучание, которое приобрело характер большого праздника. Иконография также русского происхождения именно в экклезиологическом смысле.