Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 15

Дионисий трудился и в Ферапонтовом монастыре, где оставил роспись в храме. Во фресках теряется яркость, но не теряются все остальные черты, которые присущи дионисиевским образам.

4.  XVI век. Архитектура

Новые темы, в отличие от предыдущих эпох: шатровое зодчество и столпообразные храмы; большие пятиглавые соборы, маленькие вотчинные частные, либо приходские храмы бесстолпные – перекрытые крестчатыми сводами или сомкнутым более простым сводом.

Вознесения в селе Коломенском 1532 год. Первый шатровый храм. Рядом был деревянный величественный царский дворец. Построен по принципа контраста горизонтальной галереи с вертикальной свечой. Это храм-памятник, возник в память о рождении наследника у Василия III – будущего Ивана Грозного. Шатровых храмов прежде не было. На высоком берегу Москва-реки, с очень тесным интерьером, но это не мешает храму "работать" на большое пространство вокруг. Есть спорная тема. Некоторые говорят, что этот храм построен в подражание деревянным шатровым храмам. Есть даже некоторый аргумент в пользу этой мысли: храм построен "на деревянное дело" (летопись) – т.е. в его конструкции использованы конструкции, которые больше похожи на элементы шатровых деревянных конструкций. Из внешнего облика тоже делать не надо выводов, потому что деревянные шатровые храмы относятся к более поздней эпохе. Более того, вертикальные шатры над крепостными сооружениями раньше были колпаками. Но в более позднее время – шатры с хорошим взлетом. Т.о. не доказано, что деревянная форма повлияла на каменную, но можем сказать, что деревянная конструкция повлияла – это соответствует действительности и летописи. Здесь – продолжение той традиции, которая зародилась с христианском зодчестве разных народов – постепенная вертикализация. Были мнения, что тут много деталей, которые свидетельствуют о почерке итальянцев. Многие храмы после работы итальянцев приобрели подобные черты.

План храма очень интересный. Для интерьера отведено очень мало места.

Тема шатровых храмов будет повторяться.

Храм Иоанна Предтечи в с. Дьяково 1554 год. Это очень похоже не предыдущий храм, который находится напротив через овраг, хотя внешне это сразу трудно распознать. В целом это подобно предыдущему столпообразному решению. Храм состоит из пяти призм, которые соединены друг с другом в единую композицию. Храм м.б. использован как пяти-предельных.

Храм Покрова на Рву – храм Василия Блаженного. Храм Покровский, Василия Блаженного – один из пределов. Можно говорить о множестве разных моментов относительно этого храма.

01.04.2000

Храм стоит за пределами Кремля как града по преимуществу. Это не случайное положение. У него очень много узоров на куполах, но это уже достижения XVIII века, он был немного скромнее с точки зрения декоративности. Шатровая колокольня – XVII века. Основной объем храма 1555, архитекторы Барма и Постник. Находится у т.н. Лобного места. Это место казней, отсюда читались указы, отсчитывались расстояния – это символическое средоточие земли по образу Голгофы. Как для мира смысловой центр – Голгофа, так для Москвы это символический центр города или страны, который напоминает нам о Иерусалиме земном, напоминает о том, что это христианская земля. Над Лобным местом в Иерусалиме построен храм Гроба Господня. Храм у Лобного места в Москве за пределами Кремля в каком-то смысле символизирует храм Гроба Господня. Он также становится и символом города. В письменных источниках это не сильно отражено, только косвенно, зато иностранные путешественники XVI-XVII века оставили в своих воспоминаниях очень четко положение, что русские называли этот храм словом "Иерусалим". Это подтверждается символикой в динамике. В праздник Вербного Воскресенья здесь были крестные ходы, которые связывали храм с Успенским Собором кремля. Патриарх ехал на коне, царь вел коня под уздцы, и это символизировало Вход Господень в Иерусалим.