Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 5

Храм св. Василия в Овруче (близ Киева). До 1909 года храм был в несколько видоизмененном состоянии, был разрушен и потом в 1909 году архитектор Щусев, известный большим количеством проектов храмов начала ХХ века (он же и автор мавзолея на Красной площади), сделал реставрацию этого храма. Современные исследователи думают, что он не совсем точен, центральная закомара должна была быть значительно выше боковых. Храмы всё чаще тяготеют к четырехстолпности, что тоже неслучайно, ибо так легче сделать храм более компактным и более устремленным вверх.

Церковь святой Параскевы Пятницы в Чернигове, в отличие от Васильевского храма, этот был отреставрирован достаточно научно и профессионально. Реставрация была проведена архитектором Петром Барановским в советское время – он очень много сделал, чтобы сохранить многие храмы. Храм Василия в Овручи совершенно достоверно является результатом строительной деятельности архитектора Милане,к (в крещении Петр) – был "в приятелях у князя Рюрика Ростиславича". А храм Параскевы Пятницы почти со 100% достоверностью – тоже авторство Петра. Он сделал следующий шаг. Если в Полоцком храме мы видели верхнюю часть достаточно искусственно повышенную – на сводах нагружены декоративные закомары-кокошники, то здесь сделана хитрость (мудрость). Подпружные арки, которые держат барабан, сделаны выше, чем центральные закомары сводов. Самая верхняя ступенька носит более декоративный характер, но она не выбивается из этого ритма. Трехлопастное завершение фасада – та форма, которую так давно искали мастера: в Киевской Спасской церкви пытались сделать такую форму, потом Полоцкий храм мастера Иоанна, и последний этап – Пятницкая церковь в Чернигове. Храм в достаточной степени отличается по своим формах от любых византийских прототипов, хотя отдельные детали родственны.

Княжеский храм архангела Михаила в Смоленске, начало XIII века. Храм претерпевал многие перипетии, и сейчас он имеет несколько неуклюжий вид. Иногда именуется "Свирская" церковь. В плане можем увидеть целый ряд моментов: 3 притвора, апсида с алтарной стороны. Создается определенная пирамидальность композиции: от низких объемов к более высоким. Храм 6-столпный, сдвинут купол к западной паре, что дает возможность сделать довольно равновесную композицию при наличии притвора и апсиды. Сейчас маленьких апсидок нет. Утопленные боковые апсиды, скрадены, спрятаны. Храм имеет ступенчатую композицию: от низких форм к более высоким, уже классическое трехлопастное завершение фасада. Пучки лопаток (выступов на фасадах храма, которые сродни классическим пилястрам) или полуколонок.

Пятницкая Церковь в Новгороде. Приглашены были смоленские строители, что очень вырывалось из контекста новгородского зодчества. Храм стоял на торговой площади, достаточно отличаясь от остальных храмов. Весь верх "съеден" временем, и завершение – форма XVIII века. Штейнберг восстанавливал храм и не дерзнул делать его таким, каким он его реконструировал, а оставил его сверху в формах XVIII века, и только в нижней части сделал его таким, каким он был. Это сейчас скорее археологический памятник, который без завершения не имеет того изящества, которое ему было присуще. Очень родственен храму Архангела Михаила в Смоленске.

Новгородцы очень консервативны и, казалось бы, не очень любили что-то менять в своих традициях. Тем не менее, на них произвело впечатление строительство этого храма, и они решили сделать что-то свое. Им понравилось, что лаконично – одна апсида, трехлопастная форма, но вся система с повышенными подпруженными арками их показалась излишне. И первый свой храм, который отвечал этой традиции, они сделали церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту. Когда-то, видимо, было капищем Перуна. Скит от Юрьева монастыря. Одна апсида, трехлопастное завершение фасада, очень лаконично решенные фасады: окаймление края, естественным образом должны быть лопатки, соответствующие столбам под куполом, но их нет – идут по принципу большей лаконичности в строительстве храмов. Даже в этом общерусском приёме они взяли более лаконичные черты. Интересно трехлопастное завершение фасада, которое сделано иначе, чем в южнорусских храмах – они понизили углы. Повелась у них традиция угловые членения храмов делать отделенными от стен.