Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 29

Начало новой эпохи – связана с появлением русско-византийского стиля. Это не просто возвращение к древности, но в рамках современной эпохи начинает формироваться национальный тип. Храм Христа Спасителя и другие, значительная часть находится не в Москве, а в Петербурге. Храм сейчас восстановлен, но в нижней части по-другому – там сейчас 2 храма и современный комплекс. Он делал также пяти-шатровые храмы, были свои акценты в едином направлении.

Киевский Владимирский собор, архитектор Беретти. Расписывал Васнецов. Тоже русско-византийский храм. Довольно неплохо сохранился и в интерьере, и в живописи. Васнецов – представитель особого направления, олицетворяет новую эпоху, когда художники пытаются сделать что-то непосредственно для храма – возвращение к настоящему храму. Идет процесс поиска того нового национального языка, который не будет повторением икон и не будет академической живописью, и этот поиск идет. Иконостас невысокий в византийской традиции, много разных работ. В алтарной апсиде васнецовская Богоматерь – новый вариант иконографии Богоматери. Её стали повторять.

Следующий стиль в рамках общего движения поиска национального стиля – русский (или романовский). Храм "Спаса-на-крови". На месте убиения императора. Ориентация на храм Покрова-на-рву. Это крестово-купольный храм, увенчанный шатром и 4-мя главами, а также главка над алтарем и колокольней. Ориентация на русское зодчество допетровского времени. Большой интерес представляет Успенский собор подворья Киево-Печерской лавры (ныне Оптиной пустыни), архитектор Косяков. Храм перекрыл без столпов, схема восходит к трапезным армянским монастырям XII века. Затяжки сделаны под полом, очень прочная конструкция. Аналогичную конструкцию применил в подворье Староладожского (ныне Валаамского) монастыря.

Султанов храм Петра и Павла в Петергофе. Он много изучал древнерусскую архитектуру, в результате "сочинил" такой храм (Суслов В.В. Тоже много сделал обмеров, много путешествовал).

Много таких храмов было построено на Валааме. Один из архитекторов очень много потрудился там – Горностаев. Красный скит, Никольский скит, Желтый скит.

Неорусский стиль. Осуществляется в начале ХХ века – аналог светского стиля "модерн" (если византийско-русский и русский стиль – это аналог эклектики). Архитектор Щусев. Монастырь в Овруче. Почаевский монастырь. Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве – там подвизалась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которая и построила это сооружение по проекту Щусева.

Ретроспективный стиль. Просто "в лоб" архитекторы ориентируются на конкретные примеры. Храм "Спас-на-водах" (не сохранился) ориентирован на храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

В период послереволюционный многие уехавшие на Запад эмигранты пытались сохранить традиции, поэтому многие вещи были построены на Западе в продолжение традиции предреволюционных лет. Много можно привести и из дореволюционной архитектуры: храмы в Иерусалиме, посольские церкви в разных странах. Храм на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Архитектор Бенуа. Представляет из себя ретроспективный вариант – ориентация на псковскую архитектуру. В трудные времена под давлением турецкого ига на Афоне, в Болгарии, в Грузии повторяют традиционные формы. Русские эмигранты тоже повторяли формы, которые динамично развивались на Руси в древние времена.

Для подготовки к экзамену можно использовать:

  Покровский. Церковная Археология.

  Раппорт П.А. - о русской архитектуре.

  Успенский - об иконах.

3 вопроса в каждом билете: 1. по русскому искусству; 2. по нерусскому искусству; 3. по картинкам - отгадать, что за храм или икона, какого века, стиля и т.д.

1. Раннее русское храмостроительство____

2. Русское зодчество конца XII-XIII века____

3. Ранние русские иконы__________________

3.1 Феофан Грек и Андрей Рублев_______

3.2 О работах прп. Феофана Грека и прп. Андрея Рублева         

3.3 Дионисий__________________________

4. XVI век. Архитектура__________________

5. Живопись XVI-XVII веков_______________

6. Деревянное церковное зодчество_________

7. Искусство нового времени на Западе_____

8. Украинское изобразительное искусство_

9. Синодальный период__________________

9.1 Иконы XVIII века__________________

9.2 XIX век___________________________