Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 28

В Москве в эпоху раннего классицизма процветали Баженов и Казаков. У Баженова интересная тема, которая, слава Богу, не была осуществлена в полной мере – реконструкция кремлевского ансамбля. Предполагалось изменить архитектуру кремля, сделать единый классицистский фасад, а внутри оставались бы традиционные храмы. Вообще на территории Москвы он построил много сооружений. Церкви в Быко,во, в Царицыно (русская готика). Церковь в Виноградово (Казаков). Церковь св. Мартина Исповедника, папы Римского (Казаков). Церковь Митрополита Филиппа (Казаков). Косьмы и Дамиана (Казаков). Формы более свободные, менее подчинены классическим схемам.

9.1  Иконы XVIII века

В изобразительном искусстве XVIII век стремится подчинить икону, но кое-что сохраняется в традиционной иконописи. Самое начало века – отголоски XVII века. А далее наряду с традиционными образами мы находим барочные образы. Царевич Алексий – барочное изображение. Икона Воскресения Христова – западная иконография (православная – сошествие во ад), есть забавная икона, где есть оба изображения. Апостол Филипп, свт. Николай – более традиционные.

Ещё одна страничка искусства этого времени – надгробия. В Александро-Невской Лавре есть целый ряд надгробных памятников в Благовещенской, Лазаревской церквах и в Некрополе.

Шитье также соответствует эпохе по орнаментам.

9.2  XIX век

В начале века строится ансамбль стрелки Васильевского острова. Из храмовых самое известное – Казанский собор, новый кафедральный. Являет собой пример высокого классицизма, иначе называется "ампир", традиция восходит к наполеоновской эпохе. Автор Воронихин. До этого был конкурс, имп. Павел хотел, чтобы храм был похож на собор св. Петра в Риме. Иностранцами было предложено 3 проекта очень талантливых архитекторов, но предложили они проекты не очень высокого уровня. Тогда граф Строганов, президент Академии Художеств, предлагает проект, сделанный его бывшим крепостным Воронихиным, по которому было осуществлено строительство. Формально храм соответствует храму св. Петра, но только формально. Он вписан в город. Ось храма параллельно Невскому проспекту, поэтому главный вход справа, а не с фасада. Колоннада не представляет из себя почти полный круг, чтобы вычленить храм из хаоса города, а полукруг, чтобы открыть храм к Невскому проспекту. Колоннада не ниже храма, а более или менее в рост с ним. Впоследствии Воронихин предложил дополнить проект аналогичными колоннадами в южную сторону, но неизвестно, куда бы он тогда открывался, идея не получила осуществления (умер Строганов, покровитель строительства). В 1811 году освящен, стал памятником войны 1812 года. В куполе впервые применена металлическая конструкция. План храма. Чем-то напоминает собор св. Петра в плане, есть формальная дань заказу, но учтена реальная ситуация.

Архитектор Стасов. Преображенский собор пятиглавый, боковые главки – колокольни. Крестово-купольный храм. Троицко-Измайловский собор. Эти храмы завершают собой период высокого классицизма, и дальше будет поздний классицизм. Треть XIX века – высокий классицизм.

Поздний классицизм. Наиболее яркий пример – Исаакиевский собор. С точки зрения архитектуры интерьера не самый удачный храм, не такой он удобный, как хотелось бы, глуховатый алтарь, немного массивный, но с точки зрения градостроительной это великолепное сооружение, и трудно представить себе город без этого храма. Здесь много примеров работ в стиле академической живописи.

В середине XIX века начинается очень интересный процесс, который постепенно возвращает многих художников к церковной тематике: к евангельским, библейским и церковно-историческим сюжетам.

Александр Ива,нов. Графические работы на евангельские темы – очень живые, малоизвестные, некоторые из них незаконченные. Это показывает его любовь к этой тематике и желание трудиться в этом деле. Самая известная его работа – явление Мессии. Основной вариант – в Третьяковской галерее в Москве, малый – в Русском музее. Это свидетельство определенного движения в рамках академической традиции к тематике Евангельской.

Николай Ге. Тайная вечеря.