Святитель Николай.
Святой Димитрий Солунский XIII века
Пророк Илия XIII век. Наверху деисусный чин, внизу – святые, по бокам – житийные клейма.
Оранта. Ярославская икона XII-XIII века.
Знамение XII века (Новгород)
Умиление Белозерская XIII века с красным нимбом.
Киево-Печерская. Богоматерь на троне и живо изображенные Феодосий и Антоний Киево-Печерские. Князю Роману в 1288 году была принесена для исцеления. После этого специально для неё был основан Свенский монастырь.
Толгская икона Божией Матери. О видоизменяющейся иконографии. Сочетание Богоматери на троне с Умилением. XIV век.
Успение Божией Матери. Новгород. Специфически оригинального здесь мы ничего не видим. Но по некоторым деталям можно говорить о новгородской школе.
Святые Борис и Глеб XIII века. Новгородская школа.
Святитель Николай XIII века. Выразительная передача черт лика, есть декоративное начало в иконе, которое выражается в жизнерадостном присутствии белого цвета в т.ч. и в одежде. В медальонах изображены святые. Два верхних – на красном фоне.
Святитель Николай конца XIII века Липенский (Новгород). Икона является еще одним шагом в формировании Новгородской школы. Икона декоративная, жизнерадостная, коврового характера. Есть некоторые усложнение: появление на полях избранных святых, но житийных клейм нет.
Борис и Глеб XIV века – на конях.
Избранные святые и праздничная икона Рождества Богородицы на красном фоне XIV века.
Борис и Глеб XIV века конные.
Борис и Глеб XIV века немного вытянутые пропорции и более локальные цвета, что характеризует новгородскую живопись.
Князь Владимир из деисусной композиции XV века.
Святой Георгий Победоносец. Много белого и красного, что создаёт жизнерадостный контраст.
Апостол Фома рубеж XIV-XV века – красный фон, вытянутость фигуры, это уже позднее время, соответствует поздневизантийской эпохе – паламитское богословие – икону наполняют пробела в лике и одеждах, кристалически формируют изображение.
Георгий Победоносец XV века – Московский музей. Известная икона.
Молящиеся новгородцы – конец XV века. Наверху деисусный чин. Внизу в молитве обращены живые люди без нимбов. Впоследствии отцы Стоглавого Собора ответят положительно на вопрос Ивана Грозного, можно ли изображать живых людей на иконах.
Икона рассказывает о чуде с иконой Знамения в Новгороде при осаде суздальцами – XV века.
Святитель Николай с житийными клеймами, с темным фоном.
Пророка Илии – Новгородская икона, очень лаконичная, простая и выразительная.
Рубеж XIV-XV веков – икона Отечество – один из вариантов "новозаветного" изображения Святой Троицы. Иконография спорная, ибо впоследствии на Большом Московском Соборе будет сказано, что нельзя так изображать Бога Отца. Почему такое изображение появляется? Здесь есть утилитарная причина – полемика с еретиками-стригольниками, которые, как и потом жидовствующие в Новгороде, несли антитринитарный характер, и с ними можно было полемизировать и словесно, и наглядно. Но вопрос, откуда пришла такая иконография, только ли это влияние западной живописи, которая уже почти теряет канонические черты к этому времени, и появление аллегорического начала в западной живописи "позволяет" изобразить неизобразимого Бога Отца. Аналогичные изображения были известны и в Византии с XI века. Но есть вопросы. Если мы присмотримся, то оказывается, что у изображенного здесь Бога Отца нимб имеет подобие креста – крестчатый нимб. В византийском и Отец, и Сын имеют крестчатые нимбы. Это напоминание о том, что Ветхий Денми изображался как Спаситель, но с седыми волосами. И это – не смешение ипостаси, но раскрытие слов Спасителя "Видевший Меня видел и Отца", сам Сын Божий не только в Воплощении, но и как Ипостась – образ Отца. Получается апокалиптический образ, и даже на Большом Московском Соборе сказано: за исключением того, что связано с Апокалипсисом ради видений, которые были. Характер изображения ещё не такой, какой будет позже, здесь ещё компромисс – это не полностью старец.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.