Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 17

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Совершенно уникальный собор. Кажется, ни на что не похож. Собор приведен к одному из первоначальных состояний реставраторами. В гулаговские времена он был в совершенно жутком виде, а сейчас приобрел торжественный характер. Храм пятиглавый, но своеобразный главы завершают башенки. Пространство между башнями оформлено кокошниками (или закомарами), носит своеобразный характер, близко к почти плоскому решению центральной части. У Шарова есть интересные рассуждения, что форма этого храма напоминают иконографию Небесного Иерусалима – прямоугольник со стенами. Это не исключено, ктому же здесь та же идея, что в храме Покрова на Рву – идея храма-города, изображающего небесный град. Кстати, в Апокалипсисе если буквально изобразить Иерусалим – длина, ширина и высота стен одинаковая – кубическая форма. Многое здесь является плодом активной творческой деятельности святителя Филиппа Московского (тогда игумена).

Третья тема в XVI веке – храмы, которые носят камерный характер – приходские или частные храмы, имеют сомкнутые своды, главку, могут быть с приделами.

Храм Покрова в Рубцово. Три придела. Бесстолпные храмы.

Церковь зачатия Анны в Зарядье (Москва). Кресчатые своды.

Храм архангела Михаила в имении Юсуповых под Москвой.

Преображенская церковь в Больших Вязёмах. Этот храм повторяет известную нам схему с тремя приделами. Центральный объем – пятиглавый, а боковые с сомкнутыми сводами, и всё это сомкнуто в один храм. Общая схема остается той же самой.

Есть и более традиционные – Новгород, церковь св. Прокопия. Три апсиды, восьмискатное покрытие, одноглавый.

Дальнейшая тема относится не к большой архитектуре храма, но к интерьеру. Иконостас Софийского собора в Новгороде. Пяти-рядный иконостас, в каком виде он сложился к XVI веку. Уникальная вещь – Собор Рождества Богородицы в Суздале – боковые двустворчатые врата в иконостасе. Вернемся в Софию Новгородскую. Схема иконостаса. Изначально иконостас – это просто решетка, которая ограждает алтарное пространство от пространства храма, затем это колонки, над которыми балка. Заполнены верхние части, а простенки остаются свободными (храм св. Марка в Венеции). Деисусный ряд – это та основа, из которой вырастает иконостас, это то самое первое, что было поставлено на темплон в византийское традиции. На балке были закреплены иконы, которые явились основой для дальнейшего развития иконостаса. Когда иконостас пришел на Русь, то, видимо, это были небольшие иконостасы (может быть двухрядные). Потом стали складываться иконостасы усложненной конфигурации. Вопрос о том, как выглядели древнерусские иконостасы далеко не решен. Была диссертация Т.А. Чуковой на эту тему. Возникло интересное конструктивное изменение в русских храмах. Вместо обычной стоечно-балочной системы стали делать тягловые иконостасы – в предалтарные столбы монтируются балки, на которых укрепляют иконы. Местный ряд – ещё византийская традиция, заполняются иконами простенки между колоннами, а рост иконостаса вверх – достижение более поздних времен.

Во времена прп. Андрея Рублева типичными были скорее всего трехрядные иконостасы. Мы видим среди икон Благовещенского собора Московского Кремля иконы трех рядов. В конце XV веке – четырехрядные иконостасы как норма. Деисусный и праздничный ряд могут меняться местами. В общей схеме иконографических программ храма есть несколько принципов: иерархический (с центром Вседержитель), евхаристический (с центром Евхаристии) и есть исторический, который и развивается в иконостасе: праотцы, в центре – ВЗ Троица, пророческий ряд с иконой Знамения (Ис.7), Деисусный ряд, и если праздничный ряд становится ниже деисусного, то в центре его – икона Тайной Вечери (историческое). Последнее – это более позднее, раньше было изображение Евхаристии (метаисторическое). В нижнем ряду местные иконы. Справа Спаситель, слева – Божия Матерь. Если храмовый праздник Господский или Богородичный, то можно совместить с одной из этих икон храмовый праздник. В русской традиции храмовый праздник справа, в греческой – слева.