Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 3

Кладка становится более равнослойной, а храмы становятся достаточно простыми и ясными по форме, как в Борисоглебском храме Чернигова. Это та же схема, что в Киево-Печерском храме – 6-столпный 3-апсидный крестово-купольный одноглавый. Несмотря на близость схем, мы видим большое многообразие, но эта схема очень однообразна, это именно черниговская школа. Черниговские князья, пребывая в Чернигове, имеют дело с этой артелью, затем занимают Киевский стол, и вместе с ними переезжает артель. Зародившись в Чернигове, эта артель скоро перемещается в Киев, а старая артель стала не нужна. Оставшись не у дел, она переехала в Полоцк. Новая черниговская артель – плодовитая, создает храмы в основном такого характера. Елецкий храм в Чернигове, Ильинская церковь в Чернигове – бесстолпная, нет опор внутри. Когда артель переехала в Киев, то построили тоже ряд храмов. Кирилловская церковь в Киеве. Позакомарное покрытие хочется сделать не только на боковом, но и на переднем фасаде, поэтому делают свод в свод на крайних сводах. Лестница уже сделана в толще стены. Храм несколько неровный в передней части. Крещальня в притворе. В притворе же сохранилась живопись XII века. Иконостас с живописью Врубеля – памятник 3-х эпох: XII века, XVII (внешний вид) и рубежа XIX-XX веков (Врубель). Эта же артель – Смоленск церковь апостолов Петра и Павла. Петр Барановский реставрировал храм. 4-столпный, т.к. нет еще одной ячейки, но по той же схеме, что Киевский. Успенский собор во Владимире Волынском, реставрация выполнена в дореволюционное время (СПб архитектор Котов), – хорошая реставрация, фантазии только в деталях.

Артель, которая уехала из Киева, осела в Полоцке. Там появился мастер-клирик Иоанн. Ефросинья Полоцкая построила Спасскую церковь Евросиньева монастыря. Сейчас она перестроена, но легко реконструируется: основной объем + пониже апсида основной части + пониже притвор. Интересно, что возникают ложные закомары рядом с куполом – "кокошники" – над сводами для красоты нагружены дополнительные своды. Мастера пока не знают, как это сделать более изящно технически, но они это делают вопреки технической логике. Это уже не просто ветви византийского искусства, а достаточно русское, хотя тяга ввысь не является чисто русской, а общехристианская. Сохранилась живопись XII века.

Есть пара локальных школ. Гродно. В кладку вставлены спилы валунов для красоты. Кладка – сочетание кирпича и тесаного камня (известна на Балканах).

Новгородская школа.

Храмы XII века: Георгиевский Юрьева монастыря, Благовещения на Рюриковом городище, Никольский собор на Ярославом городище, Рождества Богородице Антониева монастыря – 6-столпные храмы, у большинства лестничная башня. По имени известен Петр, построил Георгиевский храм. Самый плохо сохранившийся – Благовещение на городище. Георгиевский собор Юрьева монастыря имеет сейчас иное завершение. Складывается мягкость стены, будто он сделан из глины.

Епископ Нифонт Новгородский (грекофил) отправляет мастеров во Псков. По-видимому, он дает им какого-то греческого мастера, ибо Спасо-Мирожский монастырь выдает почерк скорее всего греческого мастера. Храм имеет ячейки боковые и апсиды пониженными. Русским это не понравилась и в последствии эти части были надстроены. В этом храме замечательные фрески, которые остались от XII века. Той же артелью построен храм в Иоанновском монастыре. Храм трехглавый. Сейчас немного врос в землю, и у него другие пропорции, хотя он сохранился неплохо.

Они поехали в Ладогу (ныне Старая Ладога Волховского р-на), когда-то великий город, первая столица русского государства, жил Рюрик. Крепость IX века, хотя сохранились элементы XII и XVI века. Георгиевский собор Ладоги. Было построено много храмов в 60-е годы XII века. Из тех нескольких храмов, которые были здесь построены, 2 сохранились прекрасно. 4-столпный. Западное прясло шире, восточное у,же, ибо с востока еще есть апсида – чтобы уравновесить массу. Сохранилось несколько фресок, и сохранились наиболее значимые места: в алтаре святительский ряд, в диаконнике изображение св. Георгия, в левой апсиде сюжет жертвоприношения Иоакима и Анны, в куполе – Вознесение, апостолы и пророки. На противоположном берегу – небольшой холм, где находится, по преданию, Олегова могила. Интересно, что храмы вдоль реки включены в цепь, в которую включены и старые погребения, что красиво должно смотреться при проплывании по Волхову.