Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 7

Северный притвор имеет отверстие – место для колоколов.

Закладные резные камни с крестами в стенах – не только 8-конечные.

Церковь Рождества на кладбище.

XIV века.

Троицкая церковь на Софийской стороне

XIV века.

Димитрия Солунского

XIV века.

Апостола Филиппа – в основе XIV века.

Петра и Павла в Кожевниках.

Храм начала XV века. Пример продолжающегося развития новгородского зодчества. Живописная кладка, мастера легко и свободно ей пользовались, и реставраторы оставили кирпичные узоры на обозрение.

Новгородцы – люди забавные. В XV веке они решили реконструировать храм Ивана-на-Опоках. Можно подумать, что это храм XII века. Тут находился храм XII века, но он требовал сильной реконструкции. В XV веке обычно создавали храмы свойственные своему времени, а они может быть в пику Москве решили сделать так, как это было в XII веке.

Церковь святого Мины Мученика в Старой Руссе.

Никольский храм в Старой Ладоге.

Изначально храм XIII века, хотя имеет черты XV века. По преданию, основан Александром Невским, возвращающимся с невской битвы. Другие сооружения Никольского монастыря более поздние.

Псков.

Иоанновский монастырь. Звонница – типичный элемент псковской архитектуры. Храм сильно врос в землю. Если от этого храма посмотрим на другой берег через реку Великую, то увидим один из примеров визуальной связи между храмами. Между храмами визуальная перекличка, они составляют единый ансамбль.

Псков – удивительно просторный город. Пространство реки органично входит в план города, становится частью города, вплетается в город (как и Нева в Петербурге).

Храм Рождества и Покрова "у пролома".

Храм XIV века.

Храм Старое Вознесенье.

Типичные черты Псковской архитектуры, что отличает от Новгородской: 3 апсиды, крыша 8-скатная. а в Новгородских 3-лопастная, живописные притворы и звонница.

Николы Соусо,хи (на русле высохшей реки).

По времени построен существенно позже – XVI века, хотя по форме – XV века. Подчиненность Москве на Псков сыграло меньшую роль, потому что Новгород – насильственно, на Псков – мирно, и псковским мастерам была свобода в их творчестве, сохранилась самобытность. Здесь есть все черты: звонница, 8-скатная кровля, живописные притворы, 3 апсиды.

Во Пскове, Новгороде город делится административно на "концы" (районы), и храмы – в центре районов. Концы называются по названиям храмов. Пять пятин новгородской земли соотносимы с 5-ю концами. То же самое в других городах. Во Пскове социальное и церковно-каноническое деление, но и градостроительное деление взаимосвязаны. Каждый конец имеет также свое представительство в центре города, где несколько соборных храмов, где служат протопопы – представители от конца, создают соборный совет, который за отсутствием архиерея решает церковные дела.

Храм Рождества Богородицы Снетогорского монастыря – повторение храма Спасо-Мирожского монастыря в новом виде.

Богоявления-на-За,псковье

Впоследствии звонницы строятся отдельно от храмов. Храм "прославился" в ХХ веке интересным фактом, когда великий французский архитектор приехал в СССР, на него она произвела такое сильное впечатление, что когда он приехал во Францию, он под впечатлением построил католическую капеллу Notre Dame du Eau.

С XIV века начинает возвеличиваться Москва, становится более сильной и мощной. Но это все не чисто политический процесс. Если бы первосвятительская кафедра не оказалась в Москве, и м. Петр не почил бы в этом граде, никогда Московской Руси бы мы не имели.

Церковь Успения-на-Городке в Звенигороде.

1399 года. По хронологии это не первый храм, но это первый из хорошо сохранившихся. Храм явно заимствует традиции домонгольской архитектуры. В то же время особый акцент делается на владимирской зодчество. Это новый шаг, принято всё лучшее из домонгольского зодчества. Есть повышенная центральная часть с диагональными кокошниками и декоративными кокошниками вокруг основания барабана. 4-столпный компактный храм. От владимирских: белокаменный, перспективные порталы, правда, сильно обрусевшие: с килевидным завершением. Вместо аркатурного пояса 3 пояса орнамента, в которых некоторые исследователи видят балканские влияния. Храм действующий, но не реставрируется.