Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 2

Фресок достаточно много. Одна из них – 4 женские фигуры, в их облачениях есть много белого, и в руках зажженные свечи – 4 дочери Ярослава Мудрого. Это не светский сюжет, как думают некоторые. Свидетельством тому – белое облачение и свечи. В течение целой седмицы после крещения неофиты приходили на богослужение со свечами в белой одежде – это образ воцерковляемого русского общества через образ княжеских дочерей. В Софии всё расположено не без смысла. Русская Церковь не была просто молчаливой преемницей Византии, а говорила свое слово.

Золотые ворота. К сожалению, к т.н. 1500-летнему юбилею Киева эти ворота были превращены в терем-теремок с помочью железобетона. Внутри этого уже трудно найти остатки древней кладки, памятник был уничтожен руками одной реставраторши.

Соотношение Киевского с другими Софийскими соборами.

Новгородская София проще, Полоцкая София еще проще, но её труднее реконструировать. Новгородская (45-50 годы) София построена Владимиром Ярославичем и сохранилась великолепно. Когда архитектор Суслов ее исследовал, он открыл, что она почти полностью сохранена. По сравнению с Киевом она более компактная. Южный фасад: есть свод треугольной формы. На восточном фасаде есть своды четвертьцилиндрической формы. Зондаж кладки обнаруживает новгородскую особенность – включение в кирпичную стену белых известняковых плит.

Врата пришли очень сложным путем из Германии и оказались в главном портале Софийского собора. Здесь синтез работы романского немецкого мастера и русского мастера, который добавил что-то от себя. Этот мастер решил сделать свой автограф в самом правом нижнем уголке – фигурка с инструментом и подписью "Мастер Авраам".

Строили Собор мастера из Киева, после чего они построили Полоцкую Софию и вернулись обратно в Киев.

Наиболее выдающимся затем является Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Храм разрушили партизаны. Они хотели разделаться с немецким военоначальником, который пришел посмотреть православную службу. Они промахнулись, храм разрушили, а военачальник остался жив. Как его восстанавливать, ибо взорван он в форме украинского барокко. Как восстанавливать? В форме украинского барокко или древнерусского храма? Последний вариант почти невозможен, а первый вариант – утрата древнерусского памятника.

Изначально это одноглавый храм с небольшой боковой крещальней, просторный, и это полюбилось, дало возможность в последствии сделать примером для подражания в XII веке. Киево-Печерский Патерик о строительстве храма: 4 греческих зодчих были приглашены двумя старцами на Русь, чтобы построить храм, они не нашли этих двух старцев; по описанию братия монастыря узнали в старцах Феодосия и Антоний. Явилась им также Божия Матерь и объяснила, как его делать. Большинство храмов XII века строились по этой схеме – либо 6-столпные, либо сокращенный вариант – 4-х столпные. Большинство природных русских архиереев были из Киево-Печерской Лавры, м.б. поэтому они строили похожие храмы. Правда, главными заказчиками храмов были князья, но слово архиерея тоже имело значение.

Спас на Берёстове. Сильно перестроен. С 3-х сторон имел 3 маленьких притвора, которые были очень привычной нам трехлопастной формы. Получился храм ступенчатой композиции. Но они не знали, как её сделать технически, половинка свода развалится – и они сделали ужасно некорректную вещь – в торце мы увидим деревянные балки, которые они подвели под эти углы, и на них положили полусводы.

Это первый пример применения трехлопастной формы. Есть светское мнение, что всякое новое архитектурное направление появляется в результате технической революции. Но на каждом конкретном этапе древнерусской архитектуры не техника диктует, а идея, и через 100 лет мастера научатся делать эту схему в кирпиче без балок.

XII век – 4 большие зоны: Владимирская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Киево-Черниговская.

Киево-Черниговская.