Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 8

Собор Саввино-Сторожевского монастыря.

Был отреставрирован, в отличие от предыдущего. Закомары – как языки пламени. Типичный храм раннего московского зодчества. Лопатки плоские, а в предыдущем были круглые. В интерьере подпружные арки "подпрыгивают", чем и создается эффект, дающий возможность повысить центральную часть храма.

Троицкий храм Троице-Сергиевой Лавры.

Самый известный из раннемосковского зодчества. 1422 год. Монастырский вариант храма, который был построен над гробницей прп. Сергия. Очень массивное основание купола. Расстояние от основания барабана до креста почти такое же, как высота остальной части храма.

Собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве.

Пламенеющие закомары, трехлопастная форма, диагонально расположенные круговые кокошники, типичные перспективные порталы.

Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры.

Некое новое слово в архитектуре. Уже 70-е годы XV века. Самое интересное. что свод смыкается ниже барабана, потом открытая звонница. Такого типа храм называется "храм под колоколы". Это изобретение через 2 века окажется очень нужным, и в конце XVII века будут использовать в архитектуре нарышкинского стиля.

Конец XV века знаменуется целым комплексом дел, связанных со строительством московского кремля. Иван III, который удачно женится на племяннице последнего Византийского императора, чем приобретает для России герб двуглавый орел, хочет сделать кремль центром столицы подлинного царства. Приглашает наиболее опытных из русских мастеров – псковских. Но Успенский собор рухнул. Приглашаются мастера из Италии. Приглашение свидетельствует о том, что в представлениях восточных христиан этого времени западные христиане не являются представителями иного мировоззрения, хотя никто не соглашается с особенностями латинской догматики и не рад фактору отдаленности западной церкви, но при этом не считают, что западная культура считается иной. Совсем недавно перед этим Флорентийский Собор показывает, что многие надеялись на возвращение католиков.

Итальянские мастера довольно искусно строят здесь.

Ризоположения и Благовещенский построили псковичи, а остальные – итальянцы. Успенский становится главным кафедральным собором страны и усыпальницей святителей. Архангельский храм – усыпальница Великих князей и царей. Благовещенский храм – домовая церковь Великих князей и царей. Ризоположения – домовый храм первосвятителей.

Успенский собор кирпичный, облицован под белый камень плитками. Аркатурно-колончатый пояс, пятиглавый храм. Итальянский архитектор Аристотель Фиорованти изучил русскую архитектуру и построил великолепный русский храм. 6-столпная композиция, сдвоенные апсиды – всего получается 5. Крестовые своды. Центральная глава над амвоном. Получается смещение 5-главияч к Востоку по отношению к 4-м столбам, которые ближе к Западу. Восточный фасад – над апсидами изображены 3 сюжета, которые напоминают нам о разных русских землях. В центре – образ Святой Троицы (Новозаветная), аллегорический образ Софии Новгородской и образ Киево-Печерской иконы Божией Матери (Северные, Южные и Центральные земли осенены покровом Успенского собора).

Другой храм – Архангельский собор – построен другим итальянцем. Алевизо Антонио да Монтаньяно, его прозвали Алеви,з Новый. Храм оказался более итальянский, чем Успенский. Подражание более светским итальянским зданиям, чем западным храмам.

Благовещенский храм. Перестроенный. Здесь есть иконы, написанные еще до предыдущего Успенского храма Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Итальянцы же создали и крепостные стены Кремля, правда, без шатров, ибо шатры XVII века.

Храм святого Трифона на Прудном.

Находится уже в черте города сейчас. Храм очень знаменателен. Из хорошо сохранившихся это самый ранний пример, а потом эти храмы будут очень любимы. Он является бесстолпным. Вся система хитро устроена, что купол упирается на своды, своды на стены. Это называется "крещатый свод". Барабан купола входит в перекрещенные 2 полуцилиндра, которыми образуется верхняя часть этой системы, а углы заполняются фрагментами сомкнутого свода. Получается в результате традиционная трехлопастная форма. Есть псковская звонница, есть работа итальянских мастеров.