Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 16

Есть тут ещё идейно-политический уровень символики (не чисто церковный). Этот храм – это памятник взятия Казани. Каждый предел этого храма (кроме Входа Господня и Василия Блаженного) посвящен какому-то событию, которое связано с днями штурма Казани.

Каждый храм в своем расположении в городе так или иначе играет роль в формировании общегородской композиции, и христианский город – образ небесного града. В XVI-XVII веке ряд храмов начинают в себе повторять город. Храм Покрова на Рву – это тоже маленький город со множеством теремов и шатров. Это не только достояние этого храма, есть и другие примеры.

С точки зрения утилитарной план храма вызывает удивление, потому что в храме может собраться мало народа. Каждый пространственный столп – это отдельный придел, все они соединены большой галереей. Если совершается служба в любом из храмов, даже в центральном Покровском, всё равно народа будет мало. Этот храм скорее должен исполнять какую-то другую роль. Во-первых, это памятник (см. выше), во-вторых, он значим в Москве как определенный символ. Вообще в Москве принято строить много маленьких храмов, и нет необходимости в больших храмах, которые могут собирать много народа. Когда мы будем иметь дело с другими шатровыми храмами (если это сельская или вотчинная церковь), понятно, что это храм не для очень большого количества народа. Подобное же верно и для этого храма.

Преображенская церковь в с. Остов. Тоже шатровый храм. Боковые два маленьких предела – это маленькие бесстолпные храмы с сомкнутыми сводами. Это очень распространенная схема для XVI века, независимо от того, каким будет центральны объем.

Никольская церковь в Балахне (недалеко от Нижнего Новгорода). Простой вариант решения шатрового храма. 1552 год.

Богоявленская церковь. Село Красное на Волге недалеко от Костромы. Можно увидеть, что формы кокошников, которые украшают шатер, становятся всё более декоративными и менее несущими конструктивную нагрузку. Самые верхние треугольнички просто как нарисованные. На этот процесс стоит обратить внимание. С архитектурной точки зрения древние храмы были тектоничны, очень органичны. А если они становятся декоративными – это уже симптом упадка, хотя и не совсем явный.

Следующая тема XVI века более традиционная – пятиглавые храмы. Если шатровые – это царские постройки или же на частных территориях, то пятиглавые – соборные кафедральные, либо монастырские храмы. Они повторяют в своей структуре Успенский собор Московского Кремля.

Храм Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря 1524-25. Шестистолпный храм со сдвинутыми к востоку группой глав.

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Тоже пятиглавый. Построен во 2-й половине века. Тоже подражание Успенскому собору Кремля. Предыдущий храм скорее идейное подражание, а здесь уже и в архитектуре.

Кафедральный Софийский собор в Вологде. Относится ко времени Ивана Грозного, который хотел разделить на земщину и опричнину страну. Вторая столица должна была быть в Вологде. Идея не получила продолжительного осуществления, и собор не стал столичным. Это более мягкое решение, стилистически похожая на большинство русских храмов, но это такая же схема, как Успенский собор Кремля. Портал килевидный, как в московском зодчестве, с живописью на фасаде.

Кафедральный собор в Ростове Великом. XVI век. Та же схема, но в большей степени декоративный характер, повторяющий владимирские храмы.

Ярославский Спасо-Преображенский трехглавый храм. Две главки находятся с восточной стороны.

Суздальский Покровский храм. Такой же по схеме храм.